Перуджа - часть 14. Сан-Франческо-аль-Прато и ораторий Сан-Бернардино

Aug 23, 2017 20:21

Оригинал взят у sibeaster в Перуджа - часть 14. Сан-Франческо-аль-Прато и ораторий Сан-Бернардино
Сегодня мы с вами прогуляемся на самый край исторического центра, где на поле над обрывом (какая поэзия!) некогда обосновались францисканцы.



Францисканцы заполучили поле на окраине Перуджи около 1248 года, а в 1253 году папа Иннокентий IV заложил первый камень в основание их церкви. К 1256 году церковь Сан-Франческо-аль-Прато уже была завершена. В 1262 году в храме был погребен один из сподвижников св. Франциска - блаженный Эгидий. Эгидий пожелал, чтобы его похоронили в Порциунколе тайно, во избежание посмертного почитания, но перуджийцы нарушили волю покойного и положили его тело в раннехристианском саркофаге в церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Культ блаженного Эгидия возник сразу же, хотя официально его беатифицировали только в 1777 году.

Храм Сан-Франческо-аль-Прато был свидетелем ряда исторических событий. Здесь в 1300 году перуджийские горожане приняли решение о строительстве нового собора. В 1322 году здесь заседал генеральный капитул францисканцев, засвидетельствовавший о бедности Христа и апостолов (и, соответственно, об общей необходимости подражать Господу и Его ученикам в этой добродетели), что послужило началом длительного конфликта со сребролюбивым авиньонским папой Иоанном XXII. В 1432 году здесь был погребен погибший в 1424 году кондотьер Браччо Фортебраччи, правитель Перуджи; Браччо умер под анафемой, так что францисканцы, приняв под своды своего храма останки отлученного, немало рисковали. В 1451 году практически сразу после канонизации св. Бернардина Сиенского к Сан-Франческо-аль-Прато был пристроен ораторий в честь нового святого, ставший объектом ежегодных процессий горожан.

Нынешний Сан-Франческо-аль-Прато представляет собой бедное подобие себя самого. Построенный у края обрыва храм неоднократно был на грани обрушения и, наконец, рухнул во время землетрясения 1737 года. Отстроенная заново церковь лишилась богатых фамильных капелл, уменьшилась в высоту, лишилась каменных сводов (заменены на деревянные). В 1860 году францисканцев изгнали, дескрализованный храм использовался под различные гражданские нужды. В 1932 году монахи вернулись, но не смогли справиться с архитектурными проблемами, и в 1968 году церковь вновь была реквизирована городским властями, которые провели реставрацию в 1977-1980 годах. Но новое землетрясение 1987 года вновь обрушило храм, и его опять потихоньку реставрируют.

На момент моего приезда (апрель 2017 года) фасад был уже, как мне показалось, восстановлен, но к нему подойти было нельзя: видимо, работы еще не закончены.











Впрочем, все ценные произведения искусства из Сан-Франческо-аль-Прато давно перенесены в Национальную галерею Умбрии (в частности, цикл из 8 картин о чудесах св.Бернардина)

А вот стоящий рядом ораторий святого Бернардина (1451) имеет смысл рассмотреть внимательнее. Фасад оратория был выполнен крупным ренессансным мастером Агостино ди Дуччо (1457-1462) совместно с местным - Бартоломео ди Маттиоло.





В тимпане мы видим Христа Вседержителя с ангелами и серафимами.



В люнете над входом возносится во славе святой Бернардин, также окруженный ангелами и серафимами.



Архангел Гавриил - левая часть Благовещения



Богородица - правая часть того же Благовещения.
Благовещение и еще две фигуры в табернаклях ниже уровнем (святые Геркулан и Констанций) считаются работами Бартоломео ди Маттиоло. Все же рельефы - дело рук Агостино ди Дуччо. Темами рельефов статьи на полезном сайте и в Вики называют эпизоды из жития святого Бернардина. Кроме этих эпизодов на фасаде можно видеть музицирующих ангелов.





















Внутри интерьер неожиданно готический. Здесь самым интересным является алтарь, устроенный из раннехристианского саркофага, в котором почивают мощи блаженного Эгидия.





Саркофаг и мощи неоднократно переносили туда-сюда, пока наконец все это не было помещено в 1946 в оратории святого Бернардина.
В верхнем ряду мы видим историю пророка Ионы. Справа корабельщики выбрасывают его в море, где уже поджидает и облизывается морское чудовище:



А слева чудовище выплевывает Иону. Мне кажется, что в самом левом углу еще и Ной запечатлелся с голубкой мира:



Прелестные античные купидончики, вслед за Константином обратившиеся в христианство и ставшие ангелочками:



В нижнем ряду мы видим обычное (чуть не сказал, традиционное) Traditio legis - Христос вручает свитки с Божественным законом апостолам и (не совсем обычно) женщине, символизирвующей Церковь. Лучше посмотреть общий вид (выше), так как по частям у меня получилось заснять плоховато:









Ну а очень внимательные посетители могут увидать еще и гонфалон (что-то вроде хоругви) работы Бенедетто Бонфильи (1464, мы видели работы этого художника в Национальной галерее):



Перуджа мне казалась бесконечной, но, увы, в следующий раз мы завершим поход по ней. Чтобы расставание с этим замечательным городом прошло повеселее, мы с вами совершим длинный забег по пересеченной местности до церкви Сант-Анджело.

ренессанс, скульптура, Умбрия, храмы, Перуджа, живопись, Италия

Previous post Next post
Up