У Елисеевых на Васильевском

Aug 06, 2017 21:55

Цитата поста babs71 в У Елисеевых на Васильевском.
В свое время я уже делал пост, посвященный апартаментам Елисеевых на Мойке. А сегодня, благодаря сообществу spbblog, проекту "Открытый город" и генеральному партнеру проекта "Триколор ТВ", я посетил экскурсию, посвященную владениям семейства Елисеевых на Васильевском острове (в ее ходе которой мы также осмотрели сохранившиеся и восстановленные интерьеры одного из зданий). Здесь, на Биржевой линии им принадлежало сразу четыре дома ( об одном из них, №18, я тоже уже писал).
Первый из них - особняк Г. П. Елисеева (Биржевая линия, 12):




Он был построен в 1884-м году по проекту архитектора А. К. Бруни:



Вензель ГПЕ (Григорий Петрович Елисеев) на фасаде:







К самому особняку на том же участке примыкает здание бывших конюшен (на первом этаже находились лошади, выше - квартиры конюхов, в мансардном этаже - сеновал):


На здании висят мемориальные доски, посвященные ученым, работавшим здесь (в советские времена все три дома Елисеевых отдали Государственному оптическому институту)

Следующее здание - Доходный дом Елисеевых (Биржевая линия, 14):



Он был построен раньше своего соседа, в 1861-1862 годах по проекту Н. П. Гребенки.



Первый этаж занимал магазин Елисеевых, второй - апартаменты хозяина, на третьем этаже находилась контора фирмы, а четвертый был отдан под квартиры служащих.







Мемориальные доски в память об ученых висят и здесь:






Теперь заглянем внутрь. Эти интерьеры здесь появились только в 1893-1894 годах после перестройки здания по проекту Г. П. Барановского.
Вестибюль:







Стены украшены забавными драконами:




Парадная лестница:



















Драконы есть и здесь:



















Второй этаж - апартаменты хозяина:




Два зеркала напротив друг друга создают иллюзию длинного коридора:




Двери:







Заходим в приемную, оформленную в стиле неогрек:



























Из окна приемной можно увидеть бывшие ворота конюшен во дворе (их замуровали, но дверные петли сохранились):




Направо дверь ведет в кабинет хозяина. Так он выглядел при Елисеевых:




А так выглядит сегодня:




Интерьер украшен резьбой и мозаичными вставками:




























Камин украшает керамика:







Окна декорированы деревянными колоннами:







Вид на двор:




Свернув из приемной налево, мы попадаем в бальный зал:




Выдержанный в розовой гамме и с декором в виде многочисленных розочек, он более всего напоминает кремовый торт (на мой взгляд, по китчевости он занимает почетное второе место после бального зала в усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде).



















Статуя Афродиты, рождающейся из пены:







Плафоны изображают муз и Диониса:










А эта дверь вела в будуар хозяйки дома:




Вот так он когда-то выглядел (судя по всему, бальный зал рядом с этим интерьером нервно курил в сторонке):




Последняя дверь, расположенная прямо напротив входа в приемную, вела в столовую:







Она также была украшена резьбой, майоликой и гипсовой лепниной (пожалуй, это самая симпатичная из всех комнат):



















Метка фирмы-изготовителя на майоликовом панно (кому она принадлежала, увы, неизвестно):










И еще немного лестницы:









Напоследок, внутренний двор здания:




Следующее здание (Биржевая линия, 16) изначально имело только два этажа:




Это были склады, построенные еще в первой четверти XIX-го столетия в стиле классицизм.




Позднее, в 1868-1869 годах, архитектор Н. П. Гребенка значительно расширил их.







А в 1938-1939м году А. И. Гегелло (совместно с Б. С. Ребортовичем) надстроил здание еще двумя этажами для нужд ГОИ

Декоративные элементы, как и положено, отражают назначение здания:













Еще один складской корпус (сейчас он перестроен и больше похож на старые гостиные дворы:




А до революции арки были заложены:




интерьер, орнамент, архитектурный декор, эклектика, Россия, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up