Оригинал взят у
trianda в
Тени Рима. Вокруг терм Каракаллы. Гедонизм римлян в отношении культуры тела известен. «Дорогая, я в термы! К обеду не жди» - о, как радуются лары, сколько семейных размолвок удалось предотвратить благодаря своевременному расслаблению главы семейства в теплой воде бассейна! К тому же в термах можно встретить «весь город», узнать последние новости, почитать, получить невинные и не совсем удовольствия, заняться спортом и вообще приятно провести время.
Прогуляемся и мы.
Септимий Бассиан Каракалла, чье имя увековечено в названии терм
Огромный комплекс терм, известных сейчас как Термы Каракаллы или Термы Антонинов был возведен фактически двумя императорами: начат Септимием Севером примерно в 193 г. н.э. и закончен Каракаллой в 217 г. н э. Поучаствовать в приемке законченного строительством объекта, первым ступить на блестящий мрамор полов Каракалла не успел, поскольку умер весной 217 г. Боковые портики терм пристраивались позднее, уже при Гелиогабале и, возможно, Александре Севере.
Площадка под строительство размером в 11 га. была выбрана за Капенскими воротами города, в низине между холмами Авентин и Целий, совсем недалеко от Большого цирка. Почему-то бытует информация, что термы построены в начале Аппиевой дороги. На самом деле Аппиева дорога начиналась восточнее. Собственно, почти все туристы, въезжающие в город со стороны Фьюмичино, видят слева за кронами деревьев циклопические руины терм Каракаллы.
Главный корпус с высоты птичьего полета
Вероятно, площадка для строительства была искусственно выровнена, причем небольшую часть склона Авентина пришлось срыть для устройства стадиона и цистерн. Термы построены на трех плоских террасах - субструкциях, скрывающих в себе вспомогательные помещения, системы тепло- и водоснабжения, воздуховоды, комнаты для обслуживающего персонала, склады и т. д. Впечатляющие арки верхней террасы сейчас выходят на Via di Terme, остальное поглотил культурный слой Вечного города.
Широкий газон покрывает сейчас верхнюю терррасу
Остатки арок верхнего яруса
Стоит не ограничиваться фронтальным осмотром, а обойти комплекс по периметру. Для этого сразу за современным общественным стадионом (Stadio delle Terme) нужно не свернуть налево к кассам по Via Antonina, как делает большинство, а подняться вверх по небольшой улице , с которой открывается замечательная панорама главного корпуса и площадки перед ним.
Сверху, через решетку забора, открывается вид на главный фасад
Внешний вид терм в период их расцвета легко можно себе представить даже по сохранившимся фрагментам, да и реконструкции в сети достаточно корректны. То,что сейчас доступно осмотру - это каменная начинка огромного здания, сложенный из бетона и кирпича каркас. Конечно, термы постигла печальная судьба большинства античных строений (за исключением, наверное, Пантеона и мавзолея Адриана) - мраморная и мозаичная обшивка были ободраны, часть кирпича - использована для строительства. Высокие своды обрушились.
Общий план терм таков: в центре участка на огромной платформе располагалось главное здание, справа и слева от него - фланкирующие двор меньшие по размеру корпуса. Южную сторону комплекса занимал стадион. За ним - скрытые в склоне холма цистерны для воды. Территорию украшали сады и фонтаны, все было обнесено глухой стеной, представлявшей собой задние стены окружающих комплекс построек.
Обойдя термы, входим справа. Влево уходит огромная бесконечная стена главного здания. По правую руку - руины западного корпуса.
Боковая стена главного здания. Нам - за угол)))
Раньше внутрь главного банного корпуса вели четыре основных входа. Сейчас мы огибаем угол и входим в разрушенный проем когда-то роскошной арки западной пристройки. Первое помещение перед нами - огромная палестра, зал для занятий спортом.
Западная палестра.
Делаем шаг внутрь и в небо взмывает огромное шумное облако чаек, единственных жителей разрушенных терм. Чаек великое множество, они кружат в вышине, пролетают сквозь овалы разрушенных арок, скандалят и дерутся в невидимых снизу нишах верхних этажей. Души посетителей, увлеченных мытьем настолько, что и после смерти не в силах покинуть гостеприимные стены.
Палестра украшена большой экседрой с полукуполом.
Кое-где время оставило небольшие куски мозаичных полов: в каждом помещении - свой неповторимый узор, цветной или черно-белый.
Узоры западной палестры
Под полукуполом экседры, при входе в собственно банные помещения находится колодец - он в центре фото
Еще раз обернувшись на просор палестры, шагаем туда, где посетителя начинало обволакивать мягкое тепло гипокауста и запах благовоний - собственно в помещения мылен.
Небольшие уютные залы, укарашенные мозаикой, относятся уже к комплексу фригидария - за ними находится сердце терм - большой открытый бассейн с прохладной водой
Здеь находились комнаты для раздевания-аподитерии, где можно было оставить одежду на попечение банщиков, мыльни на одного и на компанию. По правилам посещения терм, раздевшись, необходимо было размяться в палестре, разогнать жизненные соки, затем проследовать в парильню, серпообразным стригилем очиститься от пота и грязи, вымыться начисто горячей водой в кальдарии, а уже потом, бодрым и свежим, погрузиться в прохладу бассейна.
Большой бассейн терм Каракаллы
Бассейн имел длину 52 метра и был открытым. Время пощадило только одну из окружавших бассейн гранитных колонн. Ее обломок украшает западную сторону.
В бассейн выходят высокие открытые арки кальдария
Под сводом центральной арки - небольшой, относительно хорошо сохранившийся круглый бассейн. Возможно, он также использовался для купания, а, возможно, просто украшал помещение.
Главная часть терм - фригидарий, располагающийся в центре и перекрытый тремя сводами и огромным куполом. Площадь фригидария - 58 на 24 м. Когда-то во фригидари стояли две огромные гранитные ванны - сейчас их можно видеть в Риме на площади перед палаццо Фарнезе - они работают чашами фонтанов.
Реконструкция фригидария
Размеры центрального зала поражают. Арки круглятся где-то высоко над головой, в голубой бесконечности неба. Живое воображение может легко одеть стены в цветной мрамор, расставить в нишах роскошные статуи, заставить воду вновь весело бить из фонтанов и бежать по водоводам. Под куполом эхо голосов и музыка, доносится смех и плеск воды из большого бассейна, продавцы напитков предлагают освежающее питье...
О роскоши терм ходили легенды. А каким еще может быть помещение, украшенное такими шедеврами, как вырезанный из единого куска мрамора "Фарнезский бык", статуи Геркулеса. опирающегося на палицу, и Флоры.
Очнувшись от резкого крика чайки, пройдем дальше - в восточную палестру.
В этот момент Фортуна решила нам напомнить, что мы все же в банном заведении и включила дождь )))
Залы палестр абсолютно зеркальны. В восточной сложены у стен сохранившиеся фрагменты напольных мозаик, в основном черно-белых.
Кусок мраморного фриза
Когда-то здесь была лестница на верхние ярусы
Снова выходим к бассейну, только с другой стороны - круг замкнулся.
Вернувшись по своим собственным следам, осмотрим двор.
Здания, где располагались библиотеки - к сожалению, все огорожено и внутрь доступа нет. Видны остатки широкой лестницы, ведущей на второй этаж.
Доминанта - центральный фасад главного здания, выходящий во двор. Здесь был полукруглый портик, над которым парил в небе пологий купол базилики.
Боковые корпуса, фланкирующие двор.
Если присмотреться, в негустой траве видны ряды правильных полукругов-проплешин - это остатки баз, все, что осталось от украшавших двор мраморных колонн огромного портика.
В 537 г. н.э. остготы, неведомо зачем, разрушили акведук, питавший водой термы. С этого момента комплекс стал постепенно разрушаться, а его уединенное местоположение способствовало тому, что постепенно растаскиваемые на стройматериалы руины стали служить убежищем бродяг и прочих подозрительных личностей.
Мне всегда было интересно, почему жители города с такой легкостью забрасывали привычные увеселения и даже не попытались восстановить водоснабжение...
Как бы то ни было, на протяжении многих веков термы играли роль каменоломни, исправно поставляя мрамор и камень для строительства палаццо и церквей города.
Сейчас термы Каракаллы - один из самых интересных и впечатляющих комплексов.