Ляби Хауз, Бухара (Labi Hovuz, Buxoro) и его окрестности

Mar 21, 2017 17:33

Оригинал взят у alexjourba в Ляби Хауз, Бухара (Labi Hovuz, Buxoro) и его окрестности
1. Центр комплекса - хауз Диван-беги (то есть что-то вроде "пруд министра финансов") - у его северного берега устроен ресторан, а еще Ляби Хауз - это район туристических гостиниц и хостелов, "здесь все живут"




Для ориентации по Бухаре - и понимания ее структуры я выложил скан туристической схемы ее шахристана - "внутреннего города" и его ближайшего окружения. Крепость эмира (цитадель Арк), площадь Регистан (не путать с самаркандским Регистаном) и комплекс Боло Хауз (о котором я уже писал) - находятся за пределами этой схемы по направлению вверх и влево.

Внутренний город Бухары, я бы сказал - красиво спланирован. Особую роль играют в Бухаре купола (токи) - комбинация перекрестка нескольких улиц, перекрытого куполом (спасающим от жары и непогоды) и торговой галереи. Если вспомнить галерею в Милане (Galleria Vittorio Emanuele II) то вот эти бухарские "токи" - вполне подойдут на роль ее прототипа, если не архетипа)) И, получается, что административных, как бы мы сказали, функций в бухарском шахристане нет (или минимум), а религиозный центр смещен в его юго-западную четверть, от чего только выигрывает, создавая движение (если можно так сказать), уходящее от симметрии куполов и выделения какого-то единого центра.

2. Схема шахристана Бухары и его ближайшего окружения


1 минарет Калян
2 мечеть Калян
3 медресе Мири Араб
4 медресе Сейид Алим-хана
5 ханака Ходжи Зайнутдина (Зайн ад-Дина)
6 купол Токи Заргарон
7 медресе Улугбека
8 медресе Абдулазиз-хана (Абд аль-Азиз-хана)
9 тим Абдулла-хана
10 хамам Бозори-Корд
11 купол Токи Тельпак-Фурушон
12 мечеть Магоки-Курпа
13 ансамбль Ходжа Гаукшон
14 мечеть Магоки-Аттари
15 купол Токи Саррофон
16 ансамбль Ляби-Хауз
17 зиндан

На схеме можно проследить главную водную артерию Бухары - арык Шахруд (переводят как "царская река"), подводящий воду из реки Зеравшан, которая около Бухары фактически заканчивается превращаясь в сеть водоразборных каналов. Арык течет с востока на запад, от правой части схемы к левой, минуя купол Токи Саррофон (15) и комплекс Ходжа Гаукшон (13).

С севера через комплекс Ляби Хауз проходит довольно оживленная трасса - улица Мехтар Анбар, которая отсекает первое здание комплекса - медресе Кукельдаш - от остальных, соответственно для того, чтобы смотреть его, надо подходить к нему специально (мы этого не сделали, а зря - хотя причиной было то, что оно, на первый взгляд, было сильно перестроено в советский период). Вообщем его посещение отложено до следующего визита в Бухару) пишут что в интерьере есть фрески 1930ых годов.

2. Медресе Кукельдаш, 1568-1569



Это медресе (одно из самых больших медресе Бухары, на 160 худжр - комнат для жительства учащихся) было построено в период правления успешного (в конце своего правления завоевал Хорезм а до этого расширил Бухарское ханство вплоть до ныне афганского Балха) Абу-л-Гази Абдулла-хана II из рода Шейбанидов
Заказчиком строительства был эмир Низам Кулбаба, по должности - кукельдаш (переводят как "сердечный друг" или "молочный брат" хана), но, несмотря на перевод, это была "высокопоставленная полицейская должность, в чьи обязанности входило отыскивать врагов государства и противодействовать им".
В советское время медресе закрыли и какое-то время использовали как гостиницу, сейчас там музей, посвященный писателям Садриддину Айни и Джалолу Икрами (они учились в этом медресе).

3. Портал медресе Кукельдаш



Надо понимать, что то состояние майолики и стен большинства памятников Узбекистана, которое мы видим - плод высококачественной - но все-таки реставрации с элементами додумывания, осуществленной в советское время. Если посмотреть, скажем, фотографии Бухары, сделанные Прокудиным-Горским то будет понятно, что состояние памятников было "не очень". Более того, до сих пор в некоторых (особенно популярных у туристов) местах продолжается не то, что реставрация, а иной раз и "достройка" памятников, добавление не существовавших ранее объемов и т.д.

Абдулла-хан II был последним удачливым "бухарским Шейбанидом" - по окончании его правления государство стало разваливаться и в начале 17 века династия сменилась - Бухарой и Мавераннахром стали править Аштарханиды - "произошедшие от астраханских ханов из дома Джучи".
Во время их правления (как, впрочем и до его начала - ислам ведь был отдельной духовной силой, не вполне смешивавшейся со светской властью) большую роль в государстве играли джуйбарские шейхи (ходжи) "носители идеологии суфийского ордена накшбандиев" - в ближайших окрестностях Бухары находится их грандиозный некрополь Чор Бакр (там тоже не были).

Один из джуйбарских шейхов - Ходжа Хаким Дагбеги - был, скажем так, духовным наставником Имамкули-хана из рода Аштарханидов а также его дяди (по материнской линии) Надира из узбекского рода арлат. Вот этот Надир, занимая должность диван-беги (второго по значимости чиновника, ведающего поступлением налогов в натуральной и денежной форме), видимо был "девелопером того времени" - планировал, строил, эксплуатировал разные "объекты" (и не только в Бухаре) - конечно с учетом исламской системы, предполагающей преференции духовным лицам и, как бы, меценатство в их пользу.

4. Ханака Диван-беги, 1619-1620



Ханака - "приют" членов суфийского ордена (очевидно - накшбандии) - одновременно храм и гостиница, была построена Надиром Диван-беги. Это массивное строение с крестообразным залом под куполом и худжрами в углах, высокий портал фланкирован башнями с лестницами. Мозаичная надпись по контуру портала и в тимпанах со временем почти исчезла (исторический кадр ханаки есть на снимках Прокудина-Горского) и была восстановлена в 20 веке.

5. Ханака - вид с юго-запада (внуть не попали, была закрыта)



6. Портал ханаки



7. Ханака Диван-беги эффектно смотрится с отражением в водах водоема Хауза Диван-беги, который тоже (нетрудно догадаться) построил Нодир



Этот хауз - самый крупный искусственный водоем средневековой Бухары. Его вырыли около 1620 г. Размеры водоёма - 45,5x36 м, глубина - до 5 м. Он вмещает более 4 тыс. куб.м воды, которая поступает из арыка Шахруд. Берега хауза Диван-беги имеют каменные ступени, которые позволяли бухарским водоносам наполнять чистой водой кожаные бурдюки.

Скопирую сюда историю о строительстве этого хауза (взял с buxara.org)

Говорят, что когда Надир-Диван-беги построил ханаку, на месте существующего хауза было большое домовладение, принадлежащее вдове - еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально подходит для устройства водоема при ханаке. Он обратился к вдове с предложением продать свой двор за хорошую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась.
Диван-беги тогда повел её к хану, будучи уверен, что тот принудит ее продать дом. Но Имамкули-хан передал рассмотрение этого вопроса коллегии муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят джизья - налог для немусульман, которые отказываются принимать ислам.

Диван-беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова, однако он проложил арык до своего нового пруда так, что он проходил прямо под стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка пришла к Диван-беги, чтобы воззвать к его совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе, и он сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы взамен ее двора ей дали участок земли с разрешением на постройку там синагоги.
Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом "еврейским" (маххалли-кухма). Вскоре там была построена первая синагога в Бухаре. Из-за этой истории построенный хауз неофициально называли "Хауз-и-Базур" = "построенный с принуждением"

Вслед за ханакой и хаузом в 1622-1623 гг. Надир Диван-беги построил караван-сарай, предполагая, что доходы от него пойдут на содержание ханаки. Однако "что-то пошло не так" и Имамкули-хан на "церемонии открытия" провозгласил, что открывает медресе. Из-за этого Надиру пришлось перестраивать сооружение - добавить к главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр.

8. Медресе Диван-беги, 1622-1623



9. Портал медресе Диван-беги



10. Птицы Симург - майолика портала медресе Диван-беги



Считают, что идея использовать в оформлении здания караван-сарая изображения птиц, оленей и человека-солнца была заимствована Надиром Диван-беги из Самарканда, где, по заказу Ялангтуш-бия из узбекского рода алчин уже было построено медресе Шер-дор с многоцветным декоративным оформлением, включающим изображение солнца, тигров и антилоп. По-видимому это было своеобразным обращением к иранской, зороастрийской теме - прошедшей, правда, через суфийское переосмысление, выражавшееся в том, что изображения живых существ в узбекских памятниках редко являются "изображениями которые сами-по-себе" - чаще, почти всегда они сложены из иероглифической вязи. Но - не на этом портале, здесь вполне себе птицы, несущие добычу в когтях.

11. Внутри медресе устраивают фольклорные представления



12. Поснимал майолику над худжрами



13.



14.



15.



16. Детишек на фоне портала медресе



17. За ханакой Диван-беги стоит мечеть Магоки-Аттари "мечеть в яме" - сооруженная (впервые) в 10 веке и расчищенная в советское время



18. Мечеть Магоки-Аттари с юго-запада



19. Купол Токи Саррофон - древний пункт обмена валюты (отчасти сохранивший свое назначение)



20. За мечетью Магоки-Аттори - поле с раскопанными фундаментами караван-сараев



21. Около берега хауза - древние чинары (чинара это платан, Platanus orientalis - однако платаны здесь не очень-то похожи на европейские - это связано, думаю, с возрастом и, возможно, с жизненной формой)



22. Беседуют местные (в куполе снята сцена)



23. Дед перелистывает купюры - в Узбекистане расплачиваются пачками денег, поэтому их перелистывать - отдельное занятие



24. Официант из чайхоны у береха хауза



25. Лена и памятник Ходже Насреддину (у котрого здесь все фотографируются)



26. Гостиница "Фатима" - снаружи видна дверь, надо войти во двор



27. Гостиница "Фатима" - два этажа комнат, наверх поднимаешься по деревянной лестнице



Источники текстов - о Бухаре, о истории Бухары, Тур-Уз, buxara.org.

Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/304091.html

мечеть, ислам, орнамент, архитектурный декор, Узбекистан, керамика

Previous post Next post
Up