Оригинал взят у
carmelist в
Иктин. Храм Аполлона в Басcах. (часть 1)Temple of Apollo Epicurius, Bassae. 430-420 B.C.
Полагаю, даже те, кто никогда не бывал в Греции, прекрасно осведомлены, что где-то там всё есть Афины, а в Афинах есть Акрополь - святыня святынь античного мира и соотвественно греческий туробъект №1. Так то оно так. Однако прежде, чем залезать под кат этого поста, настоятельно рекомендую посмотреть на
список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции. Вы будете сильно удивлены, но первым в свой список в 1989 году эта уважаемая организация включила вовсе не Акрополь, а мало кому известный
храм Аполлона Эпикурейского в Баcсах.
Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835, Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Храм Аполлона Эпикурейского в Баcсах недалеко от Фигалии, что в Аркадии на Пелопоннесе.
Я даже не уверен, что все мои коллеги, изучавшие когда-то историю архитектуры, при прочтении этого названия вздрогнули. А между тем храм этот полон архитектурных чудес и изобретений гениального Иктина. Того самого Иктина, который вместе с друзьями Мнесиклом и Калликратом строил официозный Акрополь Перикла .
В отличие от Афин, на Пелопоннесе Иктин явно развлекался, отдыхая после афинской чопорности. В принципе,
об итогах этих развлечений можно очень подробно прочитать в Вике. Однако, сомневаясь, что описанные там нововведения будут всем понятны, попробую коротко объяснить. Напоминаю, что все изложенное в этом журнале, сплошная авторская отсебятина, которой вы не обязаны верить.
wikimedia История строительства храма традиционна для древних греков.
В 652 году до н.э. спартанцы завоевали Фигалию, разрушили город и удалились, попутно прихватив с собой статую бога Аполлона из крошечного храма, находившегося на их пути. Оставшиеся в живых жители, теряясь в догадках, как жить дальше, отправились к дельфийскому оракулу, что в большом
храме Аполлона в Дельфах. Само-собой, там они узнали, что в первую очередь необходимо угодить их покровителю Аполлону, построив в труднодоступном месте в горах Храм Аполлона Спасителя (Эпикура) взамен разрушенного спартанцами. Дальнейшее легко предположить.
Пригласили столичного мэтра Иктина. Тот как раз был не у дел - строительство Парфенона уже завершено, а престижный заказ на Эрехтейон похоже уплывал конкуренту Мнесиклу. Поэтому, не раздумывая долго он согласился на предложение фигалийцев, приехал, выпил свеженького пелопоннеского и вместо классической формулы 2n+1 начертал 2n+3.
2n+3.
Что такое 2n+1 мы как-то уже разбирали. Поэтому, не сочтите за нескромность, цитата из самого себя:
"Греки, как известно трепетно относились к числам и к их материальному выражению. Это я не о драхмах и талантах, а о том, что на них можно построить. Вот вам пример: если в греческом храме на главном фасаде было 8 колонн, то на боковом должно было быть 17 (2n+1), как например в Парфеноне."А в Бассах Иктин к канонической формуле добавил еще 2 колонны и получил шестиколонный дорический периптер длиной в 15 колонн.Что же заставило бывшего приверженца канона так провокативно его нарушить. Думаю сентименты. А может быть богобоязненность. Так или иначе Иктин не стал сносить старый храмик, а превратил его в часть наоса нового, ставшего в результате длинным и вытянувшимся по рельефу самым удобным образом... но к "лесу передом", а к Аполлону боком.
Боком к Аполлону.
Вот это была неприятность! Все храмы повернуты главным входом на восток, а этот на север. При этом, представьте себе, сын Зевса обязан соблюдать папины правила и смотреть исключительно на Восток. Как же Иктин вышел из положения, чтобы посодействовать Аполлону? Он просто-напросто сохранил маленький малоприметный вход с востока, существовавший, как вы правильно понимаете, еще в старом храмике. И в результате все остались довольны друг другом - вход как принято с наоса и Аполлон смотрит на Восток. На этом мог бы случиться хеппи-энд, если бы не досадная неприятность - статую, если помните, экспроприировали спартанцы. А какой же храм Аполлона без статуи Апполона?
Храм Аполлона. План и вариант реконструкции целлы.
Без статуи Апполона.
Представляете, как грустно было от этой мысли фигальцам (фигалийцам, фигафигалинянам)? И совет от оракула получили, и таланты на восстановление храма нашли, даже мэтра столичного пригласили, а открывать храм нельзя. Вот тут то снова пригодился великий Иктин - он предложил временно вместо статуи поставить ну очень красивую колонну с капителью, которую он придумал, проезжая через коринфские виноградники по пути из Афин в Фигалию, и которую назвал соответственно Коринфская Капитель.
wikimedia: Храм Аполлона. Вариант реконструкции целлы.
Коринфская Капитель.
Она была похожа на самого красавца Аполлона, а потому сразу всем понравилась и украсила колонну, установленную временно в центре наоса, там, куда предполагалось в дальнейшем вернуть плененную спартанцами статую. Увы, мы до сих пор не знаем, реализовалась ли мечта фигалийцев по возвращению Аполлона, но доподлинно знаем, что коринфская колонна из временной превратилась в постоянную и стала родоначальницей нового "мужского" архитектурного ордера - коринфского. Правда это было уже в чужой римской истории. А в греческой существовали всего два ордера, которые четко разделялись по половому признаку.
Слева: коринфская капитель Иктина, справа: капитель римско-коринфского ордера.
На переднем плане отмечено место, где находилась коринфская колонна Иктина.
Мужской и женский ордер.
Не берусь утверждать, что так все было задумано богами Олимпа, но греки верили мужское начало дорического ордера и женское - ионического. Часто их вера была настолько велика, что они доверяли атлантам поддерживать дорическую капитель, а девушкам-кариатидам соответственно ионическую. Так что вполне логично было увидеть в интерьере храма Аполлона два ряда прекрасных девушек... (простите) два ряда ионических полуколонн, сопровождающих красавца Аполлона... (снова простите) фланкирующих центральную коринфскую колонну, и поддерживающих прекрасно сохранившийся до наших дней ионический фриз.
Хотя с какой стати я все время извиняюсь?! Посмотрите сами на то, как Иктин прорисовал линии этих ионических девушек, как идеально струится по ним шелк канелюр, мягко спадая к базам. А с какой непредвзятостью он отнесся к форме их лиц, к ионической капители! Она явна юна, без
характерного для греческой ионики обилия деталей-морщин.
Возможно вас интересует, что случилось с ионическим фризом?
Ничего сверх ординарного, он, как это было принято в начале 19 века, оказался в Британском музее. Где-то с 1812 года. Причем, если бы не ожесточенные драки местных жителей с пришлыми туристами-мародерами и прочими индиана-джонсами , мы бы сейчас на месте храма нашли бы только кладбище разрозненных камней.
wikipedia Эту и другие фотографии фриза можно посмотреть на странице Вики. На этом, пожалуй, всё.
Может быть только добавить, что во многом благодаря поддержке ионических полуколонн-контрфорсов храм устоял в общеизвестной греческой сейсмике, был заново открыт в конце 18 века и надежно спрятан в огромную палатку от непогоды в 1995 году. Таким мы его видим и сейчас.
Фрагменты дорического фриза складированы на свежем воздухе.
Интерьеры.
blog spot Справа проглядывается ионическая полуколонна.
Стилобат.
Конструкции, удерживающие части ордера.
Для любителей считать число канелюр.
Фрагмент базы ионической полуколонны.
Очень скверно различается профиль капители, поэтому следующий снимок перевернут.
Не вертите головой, так и должно быть.
Click to view
Фотографии (с)
carmelist, если не отмечено иначе.
Карта местности.