Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура

May 29, 2016 21:34

Оригинал взят у mrs_mcwinkie в За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
В Риме мы собирались провести только два дня, так что пришлось спешить и, устроившись в отель, мы сразу отправились почти на окраину города смотреть церкви Сан Констанца, и соседнюю с ней церковь Сан Аньезе фуоре ле Мура. Сан Констанца оказалась местом, о котором не все путеводители знают, на туристических картах она зачастую не присутствует ибо находится у них "за краем" ;). Странное это место - круглая церковь - ротонда, которую когда-то принимали за баптистерий, но которая на самом деле -  мавзолей. И вот тут сразу возникает вопрос - чей? Никакой Констанцы никогда в природе не существовало, а похоронена там была дочь императора Константина великого - Константина и возможно ее сестра Елена. Когда и почему Константина превратилась в Констанцу мне не очень понятно. Неясно также как и когда и за какие заслуги она начала почитаться как святая. В списках раннехристианских святых ее нет.



Из ее благочестивых деяний доподлинно известно одно - она способствовала прославлению мученицы св. Агнессы и устроила (как я поняла, уговорила папеньку построить) ей храм.  К св.Агнессе мы еще вернемся, продолжим пока о Константине. Её биографию на русском можно почитать в вики. А я приведу  воспоминания о ней историка Марцеллина (учтём, что он к ней относился очень предвзято, но всё же): «Его [Констанция Галла] свирепости содействовала в значительной степени супруга, чрезмерно гордившаяся тем, что она сестра императора. Раньше по воле своего отца, императора Константина, она была замужем за царем Ганнибалианом, сыном его брата. Мегера в человеческом облике, она постоянно поощряла бешенство Галла, будучи не менее жадной до человеческой крови, чем её супруг. Приобретя с течением времени опытность в злодеяниях, супруги выведывали ложные, входившие в их расчеты, слухи через действовавших тайно коварных собирателей сплетен, которые имеют дурную привычку прибавлять легкомысленные измышления к тому, что им удалось узнать. На основании такого рода материала супруги стали возбуждать против ни в чем не повинных людей клеветнические обвинения в стремлении к верховной власти и в колдовстве»

Как такая дама могла стать христианской святой? Путеводитель DK пишет, что произошла путаница и августу спутали со святой монахиней. Однако прямо посреди храма стоял порфировый саркофаг, приличествующий только дочери Константина Великого (ныне в Ватиканских музеях), его не перепутаешь ;).
Общий вид внутри, в центре место, где стоял порфировый саркофаг.


Читала мнение, что вероятно, у Константины с возрастом изменился характер и из благочестивой христианки она стала... ну вот тем кем стала. Мне кажется это вполне возможно, особенно, учитывая ее окружение. Сестра Елена была замужем за Юлианом Отступником (а он, в свою очередь, был братом второго мужа Константины - Констанция Галла). Брат - имератор Констанций II (вы еще не запутались в похожих именах?) хоть и был христианином (арианином), но воинственности и коварства ему было не занимать. Марцеллин о нем пишет:" ...свирепостью превосходил, пожалуй, Калигулу, Домициана и Коммода. Взяв себе за образец этих свирепых государей, он в начале правления совершенно истребил всех связанных с ним узами крови и родства."
Как я понимаю никто в семье особенной набожностью-святостью не отличался, а некоторые и вовсе были гонителями христиан.


Удивительно, но обе сестры умерли своей смертью и были похоронены в мавзолее, построенном между 337 и 350 гг (вероятно при Юлиане). В то же время в мавзолее создаются "вакхические" (определение позаимствовала здесь, статью рекомендую) мозаики. Весь потолок боковых аркад украшен путти деловито собирающими виноград, павлинами, голубицами, цветами и другими приметами счастливой и радостной жизни. Они похожи на древнеримские напольные или настенные мозаики, которые почему-то решили забраться на потолок. Допустимо, я думаю, назвать эти сюжеты языческими, особенно если согласиться с мнением (одним из), что они выполнены во времена Юлиана Отступника. Другая точка зрения считает их раннехристианскими и призывает видеть в них в первую очередь христианские символы. (в английской википедии получше написано) - виноградная лоза, павлин, горлицы, изображения, которые возможно толковать по-разному.
На куполе поздние, на мой вкус малоинтересные фрески.


Общий вид "ковра" на потолке.


Танцуем и поём


Сбор винограда. Как они ногами давят, помните Челентано в "Укрощении Строптивого"




Почему они все такие синие? Нет у меня ответа... :)))










Остановиться невозможно :)




Пишут что на медальонах вполне вероятно изображен Констанций Галл. Он был намного моложе Константины.




Ну не знаю, а это тогда кто? Первый муж, Ганнибалиан?


Кто все эти люди? и почему они синие?


Теперь давайте сравним - на порфировом саркофаге Констанцы, который до 1620 года стоял в самом центре, тоже резвятся путти. Вот, например.


А вот малыши на саркофаге Юния Басса (359 г). Мне кажется они очень похожи. По ссылке можно посмотреть как все это прекрасно сочетается со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Мирно сосуществуют на одном саркофаге.


Орнаменты.... не простые. Посмотрите на орнамент справа... видите 4 дельфина и осьминог? В статье, ссылку на которую  я уже приводила их пытаются интерпретировать (а дельфинов изначально (?) в мавзолее было много, прячущихся в орнаментах, в светильниках и т.д.). Конечно, дельфин в первую очередь заставляет вспомнить о Дионисе (Вакхе). Авторы статьи ищут связь со св.Лукианом Антиохийским, мне их рассуждения кажутся весьма "натянутыми". Но совершенно очевидно, что дельфины не случайный элемент орнамента.
UPD: Спасибо большое dreamsoftartaro в комментарии он напомнил что образ дельфина  в христианской символике - это "Delphinius Salvator - одно из символических воплощений Христа". Неоднозначности прибавилось ;) а что означает осьминог?



Покрупнее другим фотоаппаратом (прошу прощения, не все фотики работали как надо, поэтому качество разное)




Кроме этих, неоднозначных :) с точки зрения интерпретации мозаик, в двух апсидах  сохранились две раннехристианские мозаики с изображением Христа. Датируют их 360 годом (английская википедия почему-то пишет V-VII вв). Это самые древние мозаики такого типа в Риме.

На одной мы видим совсем юного безбородого Христа. Считается что именно здесь в первый раз Христос изображен с нимбом и длинными волосами. Он стоит на разноцветных облаках и, как Пастырь изображен с овечками. По левую руку от него ап. Петр со свитком, по правую ап. Павел. На свитке надпись: DOMINUS PACEM DAT (Господь даёт мир) она считается результатом ошибочной реставрации 19 века, должно быть: DOMINUS LEGEM DAT (Господь дает закон), соответственно иконографический образ называется - Traditio legis (Дающий закон).  Дело происходит в Раю, вокруг пальмы, а из под ног Христа текут райские реки:
"Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат." (Бытие 2:10-14)
А что это за хижины по краям? Не небесный ли Иерусалим и Вифлеем? (тоже нередкие сюжеты в римских мозаиках).
У св.Петра на рукаве знак Хи-Ро, про остальные знаки я не знаю, хотя крестик наверное не просто так.

По легенде перед смертью Юлиан Отступник сказал:«Ты победил Галилеянин!». Эта история - чистая выдумка, но здесь в мавзолее его кузин, одна из которых была его женой, глядя на такого прекрасного златовласого Христа хочется в это поверить. Победитель.
Тем, кто желает сравнить сюжет с таким же (почти) на саркофаге Юния Басса, вот ссылка.




И вторая мозаика на которой Христос в богатых золотопурпурных одеждах, впервые изображен как Царь Мира. Он передает св.Петру, который здесь безбородый и юный, ключи или свиток, (выяснить сложно из-за неудачной реставрации XIX в.). Ключ, как атрибут св.Петра здесь появляется впервые (если это ключ) на саркофагах - петух. Какая из этих мозаик более ранняя сказать не могу.


Христос сидит на голубой сфере, вокруг пальмы - рай. Обратите внимание, насколько мне известно, разноцветные облака впервые появляются именно на этих двух мозаиках. Надеюсь еще через некоторое время показать вам более позднее облачное разноцветье (кому не терпиться, можно их поискать в моем прошлогоднем отчете).


Церквовь св Агнессы была постоена Константиной (в IV в) в благодарность за излечение от проказы (она молилась на могиле святой). Однако в VII веке здание пришло в упадок и на ее месте была основана нынешняя церковь.


Рядом садик


Про св. Агнессу из википедии: "Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча. Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года."

А лет ей было ... 12! В 12 лет её принуждали замуж и сдавали в публичный дом. Нет слов.


Мозаика VII века. В центре святая Агнесса в одеждах византийской императрицы. Мне кажется она отлично "вписалась" бы в свиту имп. Теодоры на равеннских мозаиках. Стоит она в окружении двух пап (при которых строилась и перестраивалась базилика к самой св. Агнессе они не имеют отношения) Гонория и Симмаха. Подробно о них можно почитать здесь.,  там интересно, потому что Гонорий I ,единственный папа, который был предан анафеме ;).


Под ногами у нее костер, который так и не разгорелся.


Сквозь разноцветные облака тянется рука Бога с венцом для святой. Меня особенно умилили снежинки. А ведь правда это же 21 января. только в Риме еейчас снега в январе нет, глобальное потепление


За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.

Рим, римско-византийский стиль, Византия, Рим античный, храмы, раннехристианское, мозаика

Previous post Next post
Up