Болонья - часть 12. Портики, а особенно Самый Длинный В Мире Портик

Apr 14, 2016 14:52

Оригинал взят у sibeaster в Болонья - часть 12. Портики, а особенно Самый Длинный В Мире Портик
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а вот каждый итальянский город желает попасть в заветный список Всемирного культурного наследия. И по праву, нужно сказать))) Болонья, окруженная со всех сторон ЮНЕСКОвскими городами (Равенна, Модена, Феррара, Мантуя, Флоренция, Падуя, Верона - все это по нашим отечественным меркам совсем рядом), тоже мечтает вступить в этот элитный клуб. В качестве заветной "фишки" Болонья продвигает свои портики, которые только в пределах исторического центра растянулись на 38 км, а если добавить сюда портики бывших пригородов, то аж на 53 км. Я уже писал о том, что по центру Болоньи можно ходить часами под дождем и не намокнуть, потому что практически на каждой улице тротуар имеет "крышу", то есть идет под арками портиков.

Мы же помним, что Болонья - это родина первого европейского университета, а где университет, там масса приехавших учиться студентов, которым нужно где-то жить. Так вот изначально портики были просто хитрым способом увеличить арендно-полезную площадь дома, не надстраивая его и не вылезая за красную линию застройки. Уже в 1288 году городские власти постановили, что все новые дома должны в обязательном порядке иметь портик высотой не менее 2,66 м. В 1352 году минимальная высота обязательного для новых домов портика была поднята до 3,6 м. Регламентировалась и ширина: под портиком должны были иметь возможность разминуться встречные пешеходы и даже всадники. Традиция обязательных портиков пережила и Средние века, и Ренессанс, и Новое время, а затем вылезла во время Новейшее.

Если вы приедете в Болонью на поезде или автобусе, то путь в центр будет проходить по виа Индепенденца: как видите, портики идут по обеим сторонам. Большинство домов здесь построены после Рисорджименто.



Если вдруг вы свернете с виа Индепенденца на боковую улочку виа Марсала (это кратчайший путь к Сан-Джакомо-Маджоре), то по пути, в числе других, попадутся очень средневековые деревянные портики:






Сама церковь Сан-Джакомо-Маджоре выходит на боковую улицу виа Замбони тоже портиком (уже показывал, когда рассказывал об оратории Санта-Чечилия):



Палаццо Банки, одно из выходящих на пьяцца Маджоре, также содержит портик:



Если идти от пьяцца Маджоре к историческому зданию Университета, называющемуся Архигимназий (Archiginnasio), то будешь идти опять-таки под портиком. Этот портик проникает и во внутренний двор Архигимназия (это - не моя фотография, я там был уже вечером):



Если вы пойдете от Двух башен в сторону монастыря Санто-Стефано, то...в общем вы всё поняли:






Если вы выйдете на пьяцца Санто-Стефано и повернетесь заспиной к монастырю, то справа от вас будет палаццо Болоньини-Изолани, тоже с портиком (фото - из Вики):



Видите надпись Corte Isolani? Если нырнуть в арочку под надписью, то пройдете чередой дворов до Страда Маджоре. Эти дворы, в совокупности и называющиеся Корте Изолани, образую что-то вроде местного Арбата с кучей магазинчиков, кафешек и прочей фигни, которые так любимы туристами. А в конце пути на страда Маджоре вас ждет еще один средневековый деревянный портик палаццо Изолани (фото - из Вики):



Но, - скажете вы, - улицы с портиками по сторонам - это не такая уж и редкость для других итальянских городов. Далеко ехать не надо: в Модене, Форли, Реджо-Эмилии можно увидеть схожие городские пейзажи. Вы правы, дорогие читатели, но лишь частично.

Только в Болонье находится Самый Длинный Портик В Мире - портик Сан-Лука (ударение на первом слоге: лУка). Его длина -  3 796 метров, он насчитывает 666 (не опечатка, их именно столько) арок и ведет на холм высотой около 300 метров. Посмотрите на карту: https://goo.gl/maps/KMHkL7hrGKS2. На карте не просто начертан маршрут от Порта Сарагоцца до базилики Мадонна-ди-Сан-Лука, весь этот маршрут проходит под портиком. Портик Сан-Лука был построен в 1674-1721 годах под последовательным руководством Джан Джакомо Монти, Франческо Монти Бендини и Карло Франческо Дотти.
Начинается портик от городских ворот Порта Сарагоцца:






Видите на последнем фото, сквозь арку, красное сооружение (смотрим на ближайший светофор и чуть левее)? Это - арка Бонаккорси, начало портика Сан-Лука:


Первые 1,52 км портик идет вдоль улицы Страда Статале Порреттана, просто последовательность 316 арок. Пока еще не очень интересно:



Но затем портик перебирается через улицу по арке Мелончелло (1721, Карло Франческо Дотти) и начинается резкий подъем в гору:



Обычно у туриста мало времени, да и ноги с непривычки отваливаются. Поэтому я рекомендую поступить по моему примеру и не взбираться вверх в гору, а проехать туда на автобусе, чтобы затем спуститься с горы вниз под портиком. Автобус № 58 отправляется с угла Страда Статале Порреттана и виа Казалья, от входа на виллу Спада: https://goo.gl/maps/7FUDBMGijTS2.  Ходит автобус очень редко, изучите расписание: http://www.tper.it/orari/linee
ПризнАюсь, что в своей невероятной гордыне и преступном любоначалии я возжелал увидеть Болонью с высоты базилики Мадонна-ди-Сан-Лука (как-никак 300 м, это вам не 97 м башни Азинелли). И тут небеса разверзлись и покарали грешника. Внизу, как вы помните, весь день шел дождь. А вот как только автобусик стал забираться в гору, так сразу нас окутал густой-прегустой туман. Конечная остановка автобуса находится буквально в 50 метрах от базилики, но, выйдя из автобусика, я даже не понял, куда идти нужно. Не было вдно вообще ничего.
Как вы поняли, кина фотографий базилики Мадонна-ди-Сан-Лука и видов от нее на Болонью не будет. Вот вам в утешение фотографии из Вики:





Чтобы вы оценили густоту (есть же такое слово?) тумана, скажу, что вторая фотография сделана примерно с той точки, с которой я едва-едва увидел контуры храма.

Чуть-чуть о храме, а потом мы пойдем вниз.
Базилика-сантуарий построена в честь местной чудотворной иконы БМ, приписываемой кисти апостола Луки. В окончательном варианте легенды некий греческий монах Евтимий получил икону от клириков КПольской Св.Софии; они прочли на обратной стороне указание поместить образ на некоем холме Гуардия. Монах долго странствовал по свету и нигде не нашел горы с таким названием. Наконец в Риме Евтимий встретился с болонским сенатором Пасчиповеро (Pascipovero), который вспомнил о холме Гуардия неподалеку от Болоньи. Евтимий принес икону в Болонью, откуда она была перенесена на гору 8 мая 1160 года.

Документально известно, что на горе с 1192 года существовала женская обитель, настоятельница которой Анжелика Бонфантини в течение нескольких последующих десятилетий отстаивала в папских судах независимость своей общины от соседнего большого монастыря Санта-Мария-ин-Рено. В 1244 году обитель перешла к августинкам, в 1278 - к домиканкам. 5 июля 1433 года от местной иконы случилось чудо: после ее перенесения вниз, в Болонью, прекратились проливные дожди, угрожавшие погубить урожай. Уже в 1481 году для хранения иконы была сооружена новая часовня, которую вплоть до 1723 году несколько раз увеличивали и украшали. В 1723 году было решено снести старые здания монастыря и построить новую церковь, под стать завершенной часовне (сама часовня должна была стать частью пресвитерия новой церкви). Новая церковь Мадонна-ди-Сан-Лука была построена в 1723-1765 годах по проекту Карло Франческо Дотти, купол и фасад завершил его сын Джованни Джакомо Дотти в 1774 году.

В 1799 году женский доминиканский монастырь был упразднен, после 1814 года сюда вновь вернулись доминиканцы (уже мужчины, а не дамы), а в 1824 году базилика окончательно перешла под управление архиепископа Болоньи. Традиция ежегодного празднования в честь чуда 1433 года сохранилась и по настоящее время: сейчас икону переносят с горы в кафедральный собор Сан-Пьетро в пятую субботу по Пасхе, в среду перед Вознесением образ перемещают в Сан-Петронио, а в само Вознесение икона вновь возвращается на гору.

Сама базилика не слишком интересна:



Впрочем, к иконе, хранящейся в пресвитерии, можно довольно близко подойти (найдите лестницу права от алтаря):



Ну а теперь пошли вниз. От базилики до арки Мелончелло, т.е. начала "ровной" части, портик насчитывает 2 276 метров и 350 аркад; перепад в высоте составляет около 300 метров. Признаться, я ожидал, что со своим ПГМом буду единственным пешеходом под портиком. Как бы не так! Вверх-вних по ступенькам шли многочисленные пенсионеры со скандинавскими палками, семьи с детьми, влюбленные парочки и даже одна юношеская футбольная команда (эти последние даже бежали). Современные болонцы, быть может, и не столь благочестивы, как предки, но зато заботятся о своем здоровье. Ну а мы с вами спокойно идем вниз и наблюдаем, как рассеивается туман.












Туман рассеялся, мы с вами прощаемся с Болоньей)))

На прощание я все же обязан бросить увесистый камень в покойного Муратова. Ему Болонья не понравилась, а особенно он пренебрежительно отзывался о болонской живописной школе (семейство Караччи, Гвидо Рени, Доменикино и т.д.). Из-за Муратова я чуть было не пропустил местную Пинакотеку. Не слушайте Муратова - пинакотека здесь замечательная, "болонцы" составляют не более половины ее экспозиции, а так очень много и романики, и готики, и Ренессанса. К сожалению, я там не фотографировал, т.к. был уверен, что вики-мастера всё сделали за меня. Окажите милость страждущему человечеству: возьмите в Пинакотеку фотоаппарат и воспользуйтесь им!

Второй увесистый камень сейчас полетит в автора, это что-то вроде самопобивания. Я так увлекся Болоньей, что совершенно позабыл о местной нетленной (в прямом смысле) достопримечательности - святой Екатерине Болонской, чьи мощи хранятся в церкви Корпус Домини. Как вы уже заметили, отношение автора к нетленным мощам немногим отличается от отношения нормальных людей к порнухе: все ее на словах презирают и ненавидят, а тайком смотрят))) Так вот, любителям нтеленных мощей рекомендуется заглянуть сюда: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Caterina-bologna.jpg (Нормальным людям ходить по этой ссылке не нужно)

Вот теперь о Болонье действительно всё. Следующий наш пункт назначения - Форли.

градостроительство, улицы, Болонья, арка, Италия

Previous post Next post
Up