Болонья - часть 5. Базилика Сан-Петронио

Mar 31, 2016 21:07

Оригинал взят у sibeaster в Болонья - часть 5. Базилика Сан-Петронио
Весь прошлый пост я водил вас вокруг да около самой известной болонской церкви и самого грандиозного из зданий, стоящих на пьяцца Маджоре. Настал-таки час обратить наш взор на Сан-Петронио.


Сан-Петронио - это одновременно и гордость горожан (как-никак, шестая по размерам церковь Европы; 132 метра в длину, 60 - в ширину, 44 - в высоту; впереди лишь соборы св.Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и кафедральные соборы Севильи, Милана и Флоренции), и вечный укор их совести (строили три столетия и бросили на полпути). Прошу вас обратить внимание,  что Сан-Петронио - это не кафедральный собор Болоньи, а лишь...муниципальный храм, к строительству которого епархию горожане не подпускали. Чего уж там, Сан-Петронио была освящена лишь в 1954 году, через шесть столетий после начала строительства, а мощи титульного святого и покровителя города сюда перенесли ...в 2000 году. Зато в мировую историю базилика вошла как место последней в Италии коронации императора Священной Римской империи: именно здесь, в недостроенной базилике с временной кровлей папские легаты возложили корону Карла великого на голову Карла V 24 февраля 1530 года (последующих германских императоров короновали в Ахене и Франкфурте). Но обо все по порядку.

В 1388 году болонское правительство приняло решение построить церковь в честь покровителя города святого Петрония. Первые годы ушли на выкуп с последующим сносом массы домов и домишек, теснившихся у пьяцца Маджоре; а 7 июня 1390 года был торжественно заложен первый камень будущего здания. Для финансирования строительства был введен особый городской налог, который взимался даже с духовенства; налог этот просуществовал аж до 1741 года.

Автором первого проекта был Антонио ди Винченцо; по его замыслу храм должен был достигать 183 метров  в длину и 137 метров в ширину (в трансепте). Антонио умер приблизительно в 1401-1402 годах, при его жизни были построены лишь фасад, боковые нефы в два пролета (а всего пролетов должно было быть 10) и четыре боковых капеллы. Пока городские власти выбирали нового архитектора, в дело вмешался папский легат Бальтазаре Косса, в прошлом пират, а в будущем - (анти)папа Иоанн XXIII. Воспользовавшись неразберихой, тать и разбойник в митре продал приготовленные для дальнейших СМР материалы. Впоследствии, когда Констанцский собор принимал решение о низложении (анти)папы, одним из пунктов обвинения было это бессовестное ограбление строящегося дома Божия.

В 1425-1434 годах к украшению фасада недостроенной базилики был привлечен Якоро да Кверча (помните, мы любовались его прекрасным надгробием Иларии в Луккском соборе: http://sibeaster.livejournal.com/139926.html); его барельефы центрального портала - очень известная штука (будет отдельный пост с крупными фото).
А меж тем строительство Сан-Петронио медленно продвигалось вперед: к 1469 году здание в глубину уже насчитывало пять пролетов и 75 метров; в четвертом пролете был установлен временный главный алтарь, а в пятом обородовали хоры.

В 1507 году новым архитектором был назначен Ардуино Арригуцци. При нем был закончен (то есть приведен к нынешнему состоянию, законченным его трудно назвать) фасад (к 1518 году). В 1508 году фасад базилики украсила грандиозная бронзовая статуя папы Юлия II, вырвавшего Болонью из-под власти местной династии Бентивольо. Но недолго музыка играла: в 1511 году Бентивольо на время вернули себе контроль над городом, статую папы разломали и по частям продали феррарскому герцогу Альфонсо I (муж Лукреции Борджиа, http://sibeaster.livejournal.com/82200.html), а последний велел переплавить обломки в пушку, которую издевательски назвали в честь побежденного папы - Юлией. А автором той статуи был Микеланджело (как всё переплелось). Потом папы вернули себе власть над Болоньей, а строительство базилики тем временем продолжалось. В 1514 году Арригуцци представил "прогрессивной общественности" новый проект базилики, еще более грандиозный, чем замысел Антонио да Винченцо. Базилика a la Арригуцци должна была иметь 224 метра в длину и 158 метров в ширину (в трансепте), заткнув за пояс римский Сан-Пьетро. В дело исподтишка вмешался папа Пий IV: он повелел построить для болонского университета новое здание - Архигимнасий (завершен в 1562 году) всего-то в 12 метрах от боковой стены Сан-Петронио. Отныне с мечтой о расширении базилики пришлось распрощаться.

В 1587 году встал вопрос о кровле построенного здания, которое в конце концов насчитывало "всего" шесть пролетов (помните, что предполагалось 10). Началась жаркая дискуссия между двумя проектировщиками: Франческо Моранди Террибилья и Карло Каррацци да Кремона, городское правительство поочередно склонялось то в одну, то в другую сторону. Наконец в 1594 году конец спорам положил папа Климент VIII, прервавший строительство и продавший (по примеру Коссы) стройматериалы.

В 1625-1626 годах появился очередной новый проект завершения работ, предложенный Джироламо Райнальди и представлявший собой комбинацию отвергнутых ранее мыслей Террибильи и да Кремоны. В 1646 году работы возобновились, в их ходе был разобран и вновь построен пятый пролет, затем завершен шестой; в 1658 году работы были наконец завершены. В 1662-1663 годах был воздвигнут киворий над главным алтарем; на этом этапе работы были прерваны и, как выяснилось, навсегда.

Нам с вами, как водится, повезло: левая сторона и апсида собора была в лесах, так что заснять их было категорически никак; доступ же к фасаду был затруднен натянутыми вдоль и поперек канатами, изображающими повышенный уровень террористической опасности, а посему близко к порталам подойти было нельзя. Невзирая на все сложности, фасад я сфотографировал с дозволенных точек; всех подробностей нам не разглядеть, да и подробного описания барельефов боковых порталов я не нашел. Зато есть расшифровка барельефов центрального портала, а внутри собора выставлены их реплики, так что самое главное - работы Якопо делла Кверча - в кадр попало.



Вот как выглядит правая сторона собора, лесами не закрытая. Сфотографировано главным образом для того, чтобы вы заценили длину базилики - 132 м, межуд прочим.

Ну а а теперь переходим к порталам. Начнем с правого, выполненного в 1524-1530 годах Эрколе Саккаденари. Барельефы принадлежат большому коллективу авторов, в числе которых уже занкомый нам Альфонсо Ломбарди. Описаловка лишь сообщает, что на пилонах сцены из ВЗ, а на архитраве - из НЗ. Если узнаете сюжеты, напишите, пожалуйста.









В люнете "Положение во гроб" (авторы Амико Аспертини, Триболо и Эрколе Саккаденари):



Теперь переходим к левому порталу, об авторах и тематике изображений можно прочесть выше, т.к. правый и левый порталы выполнялись одновременно и одним и тем же коллективом мастеров.









В люнете видим "Воскресение" Альфонсо Ломбарди:



Самый известный портал Сан-Петронио - центральный, т.к. барельефы и скульптуры здесь выполнил Якопо делла Кверча в 1425 -1434 годах.



В люнете - Богородица с предстоящими святыми Амвросием и Петронием (держит в руках модель храма):


Безжалостное время и городская атмосфера изрядно попортили скульптуры, а ведь некогда ими восхищался Микеланджело, а статую Богородицы он вообще назвал лучшей Мадонной кватроченто.
Якопо делла Кверча принадлежат и пять барельефов архитрава: Рождество, Поклонение волхвов, Сретение, Избиение младенцев и Бегство в Египет. Увы, сфотографировать крупнее мне не удалось: вместо того, чтобы бороться с террористами, Болонья борется с туристами, натянув на паперти Сан-Петронио нелепые канаты. Нет, канаты бы меня не остановили, но у левого портала дежурили ребята в бронежилетах с автоматами, а с таковыми лучше не шутить)))

А вот и барельефы на тему книги Бытия всё того же Кверча. Как утверждают, Микеланджело серьезно и вдумчиво их изучил, а потом сплагиатил использовал увиденное при росписи потолка Сикстинской капеллы.





Плоховато видно? Не читаются сюжеты? Ваш автор заранее предвидел ваше разочарование и с риском для своей репутации сфотографировал реплики этих барельефов в "платной части" базилики Сан-Петронио, которые и будут показаны в следующем очерке.

рельеф, ренессанс, храмы, Болонья, Италия

Previous post Next post
Up