Д.Жилярди. Усадьба Усачевых-Хлудовых-Найденовых

Jan 09, 2016 09:14

Оригинал взят у beliaeva_t в Д.Жилярди. Усадьба Усачевых-Хлудовых-Найденовых.

Сделала подборку  из различных источников после незабываемой прогулки по усадебному парку.
Вместо комментариев отрывки из статьи историка русского классицизма Е.В.Николаева Усадьба Усачевых в Москве (ныне санаторий "Высокие горы")
Чережи отсюда




"Усадьба купца Усачева принадлежит к числу тех памятников, которые составляют сердцевину русского ампира, источник его всемирной славы. Усадьба выстроена в 1829-1831 годах арх. Д.Жилярди (итальянцем, родившимся в Москве), который несомненно, использовал старый парк и часть старых построек. Некоторые павильоны, например беседки и Чайный домик (на месте которого была Турецкая палатка), построены уже после отъезда Д.Жилярди в Италию (в 1834 г.) и возможно даже не по его проекту."







"К воротам усадьбы с улицы ведет небольшой проезд с чугунными тумбами по сторонам. (прим.: Уничтожен в 1963 г. в связи с реконструкцией Земляного вала. Тогда же исчез и палисадник перед домом, изображенный на Жилярдиевском плане). Еще недавно он был замощен булыжником, а тротуары его были выложены белокаменными плитами ". Проезд переносил вас на московскую улицу начала XIX века. Ворота растворялись и вы попадали на просторный парадный двор. Слово парадный здесь, впрочем мало уместно - двор окружен службами. Все прочно, красиво и немного прозаично."





















Часть фотографий из домашнего архива.






"... Наконец, пройдя через полутемный сводчатый коридорчик с расписными стенами, вы замечаете, что вы уже не в доме, а на небольшой внутренней террасе, от которой уходит в парк пологий спуск (пандус). Парк врывается в комнату своей зеленью и светлыми далями..."



"     Вы выходите из дома на площадку перед террасой и впечатление высоты и простора охватывает вас. Это и в самом деле одно из самых высоких мест в Москве. Дом невысок, но рельеф быстро понижается к Яузе и зрительно вы перелетаете все огромное пространство до противоположного берега, даже не до берега, а до гребня замыкающего пейзаж. Направо улица, сбегающая к Яузе (сейчас крутизна ее значительно нивелирована мостом) и поднимающая затем к высокому Таганскому холму. Вдали она замыкается прекрасно поставленной церковью Николы на Таганке. Слева густой парк, и вы идете таким образом, над самой улицей, как раз по границе усадьбы и города.
Не спуская глаз с дальних видов медленно сходите вы мимо ваз с изображением амуров. Пандус очень поэтичен. В нем счастливо соединяются монументальность парадного спуска с "милостью" заросшей травой садовой дорожки. Слева слегка прикрытый деревьями, справа совершенно открытый, он весь напоен воздухом и светом..."









" Чайный домик" располагавшийся в ценре парка ныне утрачен.
"... Сам домик представляет собой столь типичную для русских парков "Миловиду" (прим.: На фотографиях  начала XX века он застеклен, причем переплеты дверей и окон грубо врезаны в белокаменные колонны), но сквозь его колоны открываются не пруды и не рощи или дальние луга, а все тот же знакомый нам городской вид. Здесь после прогулки вы могли еще раз длительно любоваться им. Здесь можно было отдохнуть, позавтракать, осмотреть чудесные интерьеры домика, его росписи."





















" ... в 1836 год уже после отъезда Жилярди из России были построены беседки. Как ни хороши они были сами по себе, в парке они мало необходимы. Видов они не отрывают, а расположение в непосредственной близости трех сооружений создает в этом участке парка некую тесноту..."



Ниже несколько моих фотографий.
Очень режет глаз евростолярка с зеркальным стеклом.



Детали лепного декора главного дома.









Из статьи Е.В.Николаева:
"За невысокой оградой видны темные вершины парка. Но приехавший в первую очеред попадал, конечно не в парк, а в дом. Входил в дом, как входят ныне, через крыльцо с огромным навесом, мимо настороженно сидящих грифонов."



"... Надо представить себе невысокую застройку противоположной стороны улицы (вместо современных домов), за которой далеко были видны сады правого берега Яузы. На левом берегу главенствовал тогда купол церкви Симеона Столпника, поставленный на сравнительно невысоком месте очень эффектно. Правее была видна огромная усадьба Баташевых, еще выше дом Тутомлина (теперь обезображенный надстройкой, а когда-то увенчанный бельведером) и на самом гребне Москвы-реки - ослепительная белая колокольня и фантастический силуэт церкви Никиты за Яузой. И, наконец, еще дальше - Замоскворечье с колокольнями церкви Иоанна Предтечи под Бором и св. Софии. Прямо перед вами  -  море крыш и сады левобережья Яузы. Высоко над ними видно завершение колокольни Новоспасского монастыря (до него по прямой более двух километров) Так, с первых минут пребывания в парке видно, на каком прекрасном , единственном в Москве месте расположена усадьба."






























Тепло уходящего солнца.



Граффити на колонах беседки.









Ссылки:

http://www.otzyv.ru/read.php?id=167202
http://forum.vgd.ru/349/32765/20.htm

+Жилярди, скульптура, планы и схемы, Россия, Москва, рельеф, усадьбы, классицизм

Previous post Next post
Up