Оригинал взят у
mccuntz в
Леон, базилика Сан ИсидороА еще в Леоне хранится Святой Грааль, буднично сообщил путеводитель.
Да ладно? - удивилась я.
Как оказалось, обнаружили это британские ученые испанские историки числом двое - Маргарита Торрес и Хосе Мигель Ортега дель Рио. Свою версию они изложили в книге «Короли Грааля». Версия сводится к тому, что средневековая чаша для причастия, известная как кубок королевы Урраки (Уррака - дочь короля Фернандо I Леонского, правившего тут в XI веке) и есть Грааль. Кубок хранится в
базилике Сан Исидоро . К базилике вели несколько тенистых и путаных улиц. Колбасные лавки вывешивали нам навстречу связки чорисо, бары зазывали на аперитив, но мы ж вышли на поиски Грааля, версия 2014, и неуклонно продвигались вперед.
Чаша доньи Урраки - сложносоставная, собрана из двух агатовых чаш римской эпохи, соединенных ювелирами королевы в одну. Торрес и Дель Рио говорят, что верхняя чаша датируется временем между 200 годом д.н.э. и 100 годом н.э., поэтому вполне может оказаться сосудом, из которого пил Христос во время Тайной вечери, и куда Иосиф Аримафейский собрал кровь из его ран после распятия. В пользу этой версии, по их мнению, свидетельствовали найденные ими в архивах два египетских манускрипта, упоминавших чашу Грааля, которую якобы к XI веку чашу привезли в Северную Африку. Затем египетский калиф династии Фатими передал ее эмиру Дении (в современной провинции Валенсия) в благодарность за помощь в преодолении голода. Эмир, в свою очередь, в 1054 году подарил чашу королю Фернандо I, отцу доньи Урраки в знак мира и уважения. Позднее донья Уррака украсила ее своими драгоценностями и поставила на «ножку».
Поиски Грааля - самая затянувшаяся охота за фантомным сокровищем в мире. В большинстве легенд о короле Артуре погоня за Граалем - форма безумия, отвлечение рыцарей Круглого Стола от полезной повседневной работы. Гавейн, Ланселот, Галахад и их приятели, вместо того, чтобы спасать девиц от драконов, воевать с великанами, защищать своего сюзерена, отправляются в погоню за неуловимой чашей. Этот квест привел лишь к разрушению Круглого Стола - пока рыцари скитались, злой Мордред, оставшийся на хозяйстве, посеял раздор и смерть в королевстве.
Граница между охотой за артефактами и желанием обладать священными реликвиями всегда была размыта. Историки разделились во мнении о том, что такое был Святой Грааль на самом деле. Для Вольфрама фон Эшенбаха это символическое соединение духа рыцарских приключений и христианской мистики. Для поколения Джеймса Фрэзера, автора «Золотой ветви», он был символом плодородия, который имел очень мало общего с чашей вина, пригубленной во время Тайной Вечери. Вагнер создал собственный миф о Граале в "Парсифале", там это "священная чаша, сосуд чистый, незапятнанный", источник жизни и бессмертия. Для христиан, которые ходят к причастию - это колоссальный экзистенциальный опыт: с одной стороны, легендарный "Грааль" всегда должен быть неуловим. С другой, из евхаристической чаши верующие в церкви вкушают освященные хлеб и вино, в которых воплощаются "тело и кровь" Христа. И не нужно идти в испанский музей, чтобы увидеть ее.
Но чем бы ни был Грааль, духовные власти собора Сан Исидоро уже задумались о строительстве нового, большего выставочного пространства для размещения доверчивых паломников, приезжающих, чтобы увидеть "Грааль".
Базилика Сан Исидоро, Puerta de Cordero. Хорошо вооруженный мужчина в епоскопском одеянии - это и есть Св. Исидор. Как добрая половина испанских святых, он принимал деятельное участие в Реконкисте. Так, он помог королю Альфонсо VIII зачистить от мавров город Баэсу. Поэтому до сих пор братства Баэсы проводят ежедневные бдения у мощей Исидора.
Но главное богатство базилики Сан Исидоро - это примыкающий к ней королевский Пантеон, место упокоения королей Леона и членов королевской семьи. Это великолепный арочный склеп называют Сикстинской капеллой испанской романики. Большинство фресок тщательно восстановлены. Благодаря этому сюжеты хотя бы различимы. Особенно обращает на себя внимание непривычная глазу
Тайная Вечеря (картинка из Banco Recursos Atenex) , где апостолы, не обращая особого внимания на застывшего в медитации Иисуса, деловито выпивают и закусывают; Христос Пантократор с евангелистами, где у каждого из евангелистов человеческое тело и голова посвященного ему животного, отчего Св. Лука странным образом похож на Минотавра. И наконец, сельскохозяйственный календарь, наглядно показывающий, как чутко средневековый человек относился к круговороту сезонов: к обрезке виноградной лозы в марте, например, или откорму свиней желудями в октябре.
Здесь же в Пантеоне - могила Св. Исидора Севильского, не чужого нам святого, энциклопедиста и компилятора, в силу этих качеств отвечающего за интернет. Исидор первоначально был похоронен в Севилье, но по легенде, с началом реконкисты его кости стали подавать голос из могилы, требуя, чтобы их перенесли на христианские земли. Это "чатившиеся" кости, должно быть, сводили мавров Севильи с ума, потому что они оперативно упаковали мощи и отправили их в Леон. Нынешнюю могилу украшают колонны с капителями работы мастера Леодегариуса, одного из немногих романских скульпторов, оставивших свое имя на камне.
К пантеону примыкает внутренний двор
где хранится золотой петушок (Шемаханской царицы поблизости не оказалось).
Романские капители арок частью уцелели, частью воссозданы
У стен собора часть приходской самодеятельности собралась давать концерт. Увидев огромные барабаны и начищенные трубы, мы ретировались в ближайший бар. Благодарная публика из родственников оркестрантов осталась.
Кстати, там, рядом с базиликой отыскался интересный дом. Интересный тем, что там родился дон Гусман Добрый, властитель Тарифы и хозяин Санлукара. Это я к тому, что рассказ о Санлукаре, замке с русалкой, мансанилье от Барбадильо и местных лангустинах еще впереди.