Костёл Святого Антония в Эгере

Aug 28, 2015 17:00



На главной площади красивейшего венгерского города Эгер (Istvan Dobo ter) стоит великолепный костёл Святого Антония, считающийся одним из главных барочных сооружений во всей стране.
    Этот костёл прекрасен как снаружи, так и внутри.


    





А две его высокие башни - колокольни с характерными для Центральной Европы XVII - XVIII веков шпилями видны из многих точек города.



Предыдущие фотографии (первая и четверная) были сделаны из крепости Эгера, вторая - с площади Иштвана Добо, главным украшением которой является этот костел, а третья - с улицы Szent Janos.

До турецкого завоевания Венгрии в конце XV века на месте нынешнего костёла Святого Антония находились церковь и монастырь Ордена миноритов - одного из ответвлений Ордена францисканцев (кстати, францисканцы мне были всегда симпатичнее их основных соперников доминиканцев, как и сам Святой Франциск Ассизский по сравнению со Святым Домиником. Впрочем, здесь, возможно, сыграла свою роль самый знаменитый роман Умберто Эко "Имя Розы", в котором его главный герой францисканец Вильгельм Баскервильский противостоит агеластам доминиканцам. Все-таки, я специализируюсь на русском Средневековье, а не на европейском, поэтому мои знания в этой части имеют определенные пробелы).

Святой Франциск Ассизский (1182 - 1226)



Святой Доминик (1170 - 1221):



После изгнания турок миноритскую церковь вновь отстроили, но лишь в 1758 - 1773 годах, по проекту архитектора Игнаца Динценхофера (предположительно) и освятили в честь Святого Антония Падуанского - одного из самых знаменитых францисканцев, как мне думается, более популярного, чем даже сам основатель ордена Святой Франциск.

Святой Антоний Падуанский (1195 - 1231),
Картина Барлотомео Мурильо:



К этому выводу я пришел после того, как посетил множество католических храмов различных европейских городов (про Падую я уж и говорить не буду). В большинстве из них есть либо скульптурное, либо иконографическое (в виде фрески) изображение Святого Антония. Да и в нашей домашней коллекции присутсвуют несколько изображений этого святого (от статуэток до икон).
    Думаю теперь, а не сделать ли мне отдельный пост, посвященный почитанию Святого Антония Падуанского?

Впрочем, вернемся к костёлу Святого Антония в Эгере.

Великолепный интерьер церкви, выполненный в стиле барокко, украшен замечательными фресками братиславского художника Мартина Райндля:













Меня несколько озадачила эта фреска,
а именно то, что на ней изображено:



Некий всадник в латах, с саблей на поясе на фоне красного флага с белым крестом (то ли венгерским, то ли австрийским, поскольку такие флаги использовались начиная с XIII века и там, и там; впрочем, он, возможно, общехристианский (католический, разумеется) во времена противостояния с Османской империей, особенно актуальные для Центральной Европы в XV - XVII веках), на лошади, голову которой тоже удается распознать далеко не сразу, заливает водой пожар, бушующий в неком замке (или храме?).
    Клубы дыма, из-за которых не видно лошади всадника, казалось бы, отсылают нас к одному из вариантов "видений Апокалипсиса". Но типичный для живописи барокко ангелочек в левом верхнем углу фрески, а также лучи небесного, вероятно, по замыслу художника, божественного света, падающего на всадника, никак не позволяют отнести его к одиним из тех всадников, которые по мысли Иоанна Богослова, являются предвестниками Конца Света.
    А здание, которое заливает водой всадник, прижимая при этом руку к сердцу, не те ли самые монастырь и храм миноритов, уничтоженный турками?

В общем, вопросов много, а ответов на них - мало.
    Может быть, кто-нибудь поможет найти ответы хотя бы на некоторые из них? Буду весьма признателен!

Алтарная часть костёла:


    

И еще один его вид из Крепости Эгера
(на заднем плане хорошо видна базилика Святого Иоанна):



Кстати, посещение костела Святого Антония (как и базилики Святого Иоанна) совершенно бесплатное. И я считаю это правильным.

Может быть, кому-то нравится то, что многие церкви как у нас, так и в Европе, превращены в некие подобия музеев, и за вход в них взимается плата (часто, не такая уж и маленькая). Но я погагаю, что любая церковь должна быть открыта для всех, кто по тем или иным причинам (религиозным, или даже из простой любознательности) захотел ее посетить. Просто нужно соблюдать определенные правила: только последнему недоумку может придти в голову заявиться в цекровь, например, в пляжных шортах и т. п.).
    Кстати, как я неоднократно замечал, именно в тех храмах, где не берут плату за вход, посещающие их туристы ведут себя наиболее соответствующим месту образом.
    Я думаю, что все рассказы о том, что плата за вход в храм идет на его реконструкцию или на какие-либо благотворительные цели - от Лукавого! На самом деле, я уверен, эти деньги элементрарно "распиливаются" либо клиром, либо чиновниками, с которыми клирики связаны.
    Уж лучше я пожертвую один - два евро в копилку, которая есть при любом храме, чем заплачу за вход в него человеку, не имеющему никакого отношения к Вере, но зато аккуратно собирающему деньги со всех, кто собрался посетить храм Божий.

Я не прав?

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

XVIII в., барокко, Венгрия

Previous post Next post
Up