Мечеть "Альхама" и Кафедральный собор в Кордове. Часть первая: МЕЧЕТЬ

Jul 23, 2015 18:35

Оригинал взят у sergeyurich в Мечеть "Альхама" и Кафедральный собор в Кордове. Часть первая: МЕЧЕТЬ
МЕЧЕТЬ "АЛЬХАМА" Кордовы является символом эпохи наивысшего расцвета города. Она представляет собой уникальное наслоение сменявших друг друга цивилизаций. Предстающее перед нами сегодня разнородное по стилю здание образовано, по сути дела двумя храмами, совершенно не похожими друг на друга, но равно величественными. Это Мечеть и Кафедральный собор.



Начнем, разумеется с Мечети, как с более раннего исторически памятника архитектуры.



С переходом Кордовы к арабам в 711 году, как мусульмане, так и христиане использовали для молитвы вестготский храм Сан Висенте, находившийся на месте нынешней мечети, и возведенный, в свою очередь, на месте древнеримского храма, посвященного богу солнца Солу (аналогу греческого Гелиоса). Однако скоро этот храм стал тесен: процветающий город быстро рос. Тогда в 786 году основатель династии династии кордовских Омейядов Абд ар-Рахман I выкупил христианскую часть церкви и построил великолепную мечеть.



Первоначальная мечеть состояла из 11 продольных и 12 поперечных нефов. В глубине центрального нефа, в кибле (стене, обращенной в сторону Мекки) был установлен михраб. Северный фасад с арочными проемами выходил во двори омовений, где был воздвигнут первый минарет.

Памятник Абд ар-Рахману I в Альмуньекаре (провинция Гранада):



Для строительства мечети использовались колонны, капители и камень из римских и вестготских сооружений Испании, Европы и даже Африки:и эта часть мечети представляет собой настоящий археологический музей, где можно увидеть различные типы капителей и мнообразие сортов мрамора.



Двуцветные арки, подковообразные в нижнем ярусе и полуциркульные в верхнем, восходят к вестготской архитектуре и сочетают как кирпичную кладку (красные полосы), так и каменную (белые полосы), что создает неповторимый хроматический эффект.

Нефы первоначальной мечети Абд ар-Рахмана I:









Удвоение арок помогло приподнять и облегчить всесь ансамбль,а также позволило получить доступ света из внутреннего дворика - новаторское архитектурное решение, возможно, вдохновленное структурой древнеримских акведуков.











Нефы были перекрыты деревянными кессонными потолками, а первоначальный земляной пол, выстеленный циновками, лишь в XIX веке был выложен мрамором.

Население города постоянно росло, и Мечеть была неоднократно расширена: вначале Адб ар-Рахманом II (833 - 852 гг.)

Статуя Абд ар-Рахмана II в Мурсии:



-  именно эта часть больше всего пострадала при переделке мечети в католический собор, а затем Аль-Хакимом II (961 - 966 гг.).

Монумент халифу Аль-Хакиму II в Кордове:



Нефы периода Аль-Хакима II с характерными многолопастными арками:


   




   

Третье, последнее и наиболее аскетичное расширение (практически удвоившее общую площадь мечети , которая достигла своих нынешних размеров) было осуществлено в 987 году визирем Альманзором.

Бюст Альманзора в Торроче
(извините, лучшей фотки не нашел):



Ансамбль насчитывал 1013 колонн, из которых сохранилось лишь 856 (как следствие приспособления интерьера мечети под христианский храм).

Расширение Мечети в правление халифа Аль-Хакима II отличалось наибольшим великолепием, и именно эта часть ансамбля считается вершиной искусства халифата.







Михраб поражает своей красотой  и фантазией своей архитектуры и декора.





Максура (зона, отведенная для халифа) и притвор михраба образованы тремя часовнями, каждая из которых имеет окно верхнего света, вкрапленное в украшенный мозаикой купол (особенно выделяется центральное окно, с его совершеными геометрическими пропорциями).

Купол михраба:



С потолка некогда спускалась массивная лампада из чеканного серебра со множеством светильников, наполняемых ароматическим маслом. Часовня с правой стороны вела в коридор, по которому халиф мог войти в Мечеть прямо из дворца, а левая вела в сокровищницу, где хранились литургические предметы и завещанные храму ценности.
    Михраб - небольшая восьмиугольная в плане ниша - увенчан куполом в виде раковины, высеченным из единого каменного блока.

Снаружи Мечеть обнесена мощной крепостной зубчатой стеной с многочисленными воротами и квадратными в плане башнями.




   



Одни из ворот Мечети - Ворота Сан-Эстебан:





С северной стороны, где возвышается колокольня, находятся "Ворота Прощения", сооруженные в XIV веке и выдержанные в чистейшем стиле мудехар.

Верхняя часть "Ворот прощения":



Их название связано с тем, что у этих ворот капитул отпускал грехи в дни церковных праздников.

Во дворе Апельсиновых деревьев, названном так уже после Реконкисты (когда и были посажены эти деревья), совершали свои ритуальные омовения мусульмане перед входом в мечеть, а окружающие дворик галереи были предназначены для молящихся женщин.









В центре Аперьсинового двора находится "водоем Альманзора",
датируемый Х веком:



Башня-колокольня рядом с "Воротами Прощения", возведенная во время Абд ар-Рахмана III Победоносного, - первый крупный минарет Испании, хотя реконструкция XVI века и камуфлировала его первоначальную структуру.

Эмир (в 912 - 929 гг.) и халиф (в 929 - 961 гг.) Кордовы
Абд ар-Рахман III по прозвищу "ан-Насир" - "Победоносный":



и сооруженная им башня:


   



Вид на колокольню из Королевского Алькасара и его садов:





В XVII веке сооружение было усилено облицовочной каменной кладкой и к нему были добавлены две пристройки. Навершие башни украшает образ архангела Рафаила - покровителя Кордовы - работы скульптора Педро де Пас.

Во второй части поста я расскажу о том, какова была судьба Мечети после отвоевания Кордовы войсками короля Кастилии Фердинанда III Святого, а также о том, что представляет собой фактически встроенный в Мечеть Кафедральный Собор.

Так что, продолжение следует...



Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев - sergeyurich.

Кордова, ислам, Испания, Кордовская мечеть, мудехар

Previous post Next post
Up