Продолжаем знакомство с Этампом. Впереди у нас церковь Сен-Базиль (Église Saint-Basile - Святого Василия Великого).
Церковь освящена в честь архиепископа Кесарии Кападокийской святого Василия, жившего в 4 веке нашей эры.
Сохранился дороманский тимпан X-XI столетия, требующий срочной реставрации.
1) Справа - Страшный суд, море и земля выплевывают мертвых (уникальная сцена в скульптурном изображении на Западе).
2) Слева - сцена, вдохновленная 20 главой Апокалипсиса - животное с семью головами выплевывает мертвых. (Зверь, вышедший из моря - библейский апокалиптический образ, зверь, вышедший из моря и имевший семь голов и десять рогов. По библейскому рассказу, вместе с двурогим зверем, вышедшем из земли, был показан Апостолу Иоанну в видении, описываемом в 13-й главе книги Откровения (Откр.13:1-17).) Еще левее - Антихрист перед Аидом (предположение).
В 2012-м году появились более новые исследования тимпана Сен-Базиль в Этампе.
По общепризнанному мнению, которое сформировалось еще в XVII веке, церковь была основана королем Робертом II Благочестивым в 1020 году. В отличие от коллегиальной церкви Богоматери, она предназначалась для паствы невысокого происхождения. Идея об основании церкви Сен-Базиль Робером Благочестивым в начале XI высказана в XVII веке. Сегодня это предположение отвергается.
Во-первых, монах Эльго, друг Робера Благочестивого, автор королевских хроник упоминает среди основанных королем церквей кроме Нотр-Дам еще одну церковь (autre eglise dans le castrum), то есть церковь в пределе крепостных стен. По-видимому, речь идет о простой капелле королевского дворца. Церковь же Сен-Базиль предшествовала правлению Робера, но первое упоминание о ней датируется лишь 1046-м годом; тогда она находилась во владении каноников Нотр-Дама. Археологические раскопки в 2007-м году подтвердили, что Сен-Базиль в эпоху Робера Благочестивого находилась вне городских стен.
Более того, исполнение тимпана церкви Сен-Базиль указывает нам не на романскую, а на дороманскую эпоху, что подтверждает ее более ранее основание. Скорее всего, автором тимпана был тот же мастер, который работал над тимпаном собора Сен-Круа в Орлеане, разрушенного в XVII веке. Мы знаем точно, что в Орлеане тимпан датировался годами правления Гуго Капета (989-996), поскольку церковь подверглась реконструкции после разрушительно пожара 989-го года.
И, наконец, отцу восточной церкви, Святому Базилю, посвящено очень мало церквей на Западе, а эта церковь в Этампе - единственная во всем Иль-де-Франсе. Единственные, кто интересовались этим святым, были бенедиктинцы (примерно с начала IX века, особенно, в Клюни). Наша капелла вполне могла быть основана еще в начале X века, затем уже во времена Гуго Капета подверглась реконструкции.
Приход Сен-Базиль образовался 17 февраля 1227-го года благодаря экономическому развитию всего квартала. Только в 1905-м году он перестал существовать и был объединен с Нотр-Дам.
Во второй четверти 12 века церковь снова была полностью перестроена: появились новый портал, колокольня, хор и трансепт, которые впоследствии обновлялись в 15-16 веках (освящена снова 11 марта 1497-го года архиепископом Санским). На рубеже веков кюре Жан Покер (Pocaire) сыграл большую роль в реставрации церкви. В годы Французской революции здание было преобразовано в фабрику по производству селитры. В дальнейшем богослужение в церкви возобновилось. В 1848 году в церкви был установлен орган, а затем - соответственно в 1849 и в 1863 годах - были возведены капеллы девы Марии и святого Иосифа.
Здание выполнено в романском стиле и сложено из известняка и тесаного камня. На западном портале, который был возведен в 1125-1145 годах, сохранились скульптурные изображения раковин святого Иакова, напоминающие о том, что в Средние века Этамп находился на пути следования паломников в Сантьяго-де-Компостела. Кирпичная башенка позволяет попасть внутрь колокольни, покрытой кровельным сланцем. На колокольне установлено три колокола, отлитых в 1829 году: они носят имена «Луиза», «Мария» и «Каролина».
Продолговатый по форме план церкви включает три нефа. На замках стрельчатых сводов нефов изображен герб Анны Бретонской. Орган, относящийся к эпохе романтизма, происходит из аббатства в Провене. В церкви находится несколько рельефов, на которых изображены Крещение, побивание камнями святого Стефана и Страсти Господни, а также горельеф, посвященный Крестному пути. Деревянная резная обшивка дверного тамбура происходит из музыкального салона замка Андонвиль, который был разрушен в 19 веке. Среди художественных работ, хранящихся в церкви, можно отметить копию «Тайной вечери» Филиппа де Шампаня и копию «Святого семейства» Рафаэля Санти.