Ареццо - часть 3. Санта-Мария-делла-Пьеве

Nov 22, 2014 12:40

Оригинал взят у sibeaster в Ареццо - часть 3. Санта-Мария-делла-Пьеве
В прошлый раз мы с вами гуляли по совершенно не горизонтальной Пьяцца Гранде - центральной площади Ареццо. Думаю, все обратили внимание на церковь, выходящую апсидой на площадь. Это - Санта-Мария-делла-Пьеве - "коммунальная" церковь, в свое время явственный символ городского самоуправления, построенная в противовес собору - оплоту епископа, пытавшегося присвоить себе прерогативы светского правителя.

Санта-Мария-делла-Пьеве впервые упоминается в 1008 году. В 1140 году ее начали строить заново, как раз в самый разгар борьбы верных чад со своим пастырем. Романские арки, колонны и удивительная колокольня постепенно добавлялись в течение XIII-XIV века. К сожалению, я не смогу вам показать полиптих Лоренцетти XIV века - он (полиптих) был к моему приезду взят на реставрацию, а фотографировать фотокопию, выставленную на его месте, я не стал. Времена войн пасомых и пастыря давно миновали, но по-прежнему мощи покровителя города, святого Доната, честно поделены между прежними врагами: в Санта-Мария-делла-Пьеве находится голова священномученика, а все остальное - в соборе.
Это вы уже видели:


Смотри апсиду поближе:




Говорят, что туннели в метро непрямые, потому что их с двух сторон копали. А вот почему здесь одна колонна имеет коленку, вот вопрос. Такое безумное количество "лишних" украшений, не несущих никакого функционального смысла, удивляет. На верхнюю галерею (где маленькие колонны) нет выхода вообще. Зачем эта галерея? Хотя вечером эти подсвеченные колонны на фоне темного массива храма выглядят завораживающе.

Впрочем, Санта-Марию я увидал впервые не со стороны апсиды. Вот как церковь выглядит с главной улицы - корсо Италия (я жил на этом корсо! Пусть сарай две звезды, но на Невском!)


Кто сказал, что это - терка? Это колокольня, завершенная в 1330 году; теоретически ее мог видеть в таком виде Петрарка - местный уроженец, как вы помните. А ведь колокольня - это цветочки, ягодки - это фасад, выходящий на корсо.


Самого нижнего яруса с тремя арками вы не видите. Далее идет галерея с 12 колоннами, на следующем ярусе их 24, еще выше - 32. В итоге прямоугольный тяжеловесный фасад визуально сужается, тянется изо всех сил в небо. Колонны, как водится, самые разнообразные:




Как называются эти архитектурные излишества, я не ведаю: они "вписаны" между арками нижнего яруса. Первый сюжет, похоже, указывает на Даниила среди львов (таких сюжетов много в Пистойе, м.б, доживу и покажу вам). Зато второй сюжет очевиден: это же наша борьба и как раз тот захват, с которого я давесь фингал заработал!




В люнете центрального портала терракотовые Богородица с ангелами (фото из Вики, у меня не получилось)


А по бокам маленький терракотовый календарь


Это месяцы с октября по декабрь (наверху), с января по март (внизу)

Вторая часть: апрель -июнь (внизу), июль - сентябрь (наверху).


(У моих вновь найденных друзей mrs_mcwinkie календарик снят несравненно лучше: http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/117686.html; вообще я этот журнал очень рекомендую к прочтению; авторы на машине видели в тысячу раз больше, чем я на своих двоих)

А какие тут капители:




Внутри церковь прогнозируемо огромна:






Самые красивые капители - у пилонов, держащих на себе средокрестие. Но мой фотоаппарат отказался снимать на такой высоте и в такой темноте. Дерзайте, дорогие читатели: там такие лица!

В крипту профанов не пускают, так что головы св.Доната, а точнее реликвария, ее содержащего, я не видел. Вообще в церкви вов небогослужебное время очень темно. Как-то вечером я сюда забрел, когда соврешалось поклонение Дарам. Залитая светом Санта-Мария-делла-Пьеве была великолепна, но по понятным причинам вам придется удовольствоваться словесной похвалой.

Из множества мелких деталек могу показать (и то лишь благодаря Вики) только святых Франциска и Доминика, приписываемых Андреа ди Нерио


А также Распятие работы Маргаритоне д'Ареццо (за блик извините, без него там никак: прожектор прямо в центр бьет)


Эх, было бы света побольше! Там еще есть барельефы, снятые с купели, есть фрески, но все тонет во мраке...

Главное, чтобы наша жизнь, дорогие читатели, была светлой, а недостаток света в храмах легко лечится электричеством. В следующий раз мы с вами для контраста посмотрим былую цитадель епископского самовластия - собор Сан-Донато, а для этого придется взобраться на гору. У нас в Ареццо все круто в буквальном смысле этого слова!

итальянская романика, Ареццо, храмы, романо-пизанский стиль

Previous post Next post
Up