Термы Каракаллы

Nov 06, 2014 10:13

Оригинал взят у spqr_ru в Термы Каракаллы
Довольно большое пространство в городе занимают развалины Терм Каракаллы. В Древности у них было ограждение, внутренний парк и собственно здание терм. Внутри во многих местах сохранились напольные мозаики, с разнообразными узорами, а вот мозаики стен практически не сохранились.



image Click to view



image Click to view



Далее будет текст из книги Л.И. Таруашвили "Рим в 313 году".

.



A - Shops
B - Garden of xystus
C - Stairway
D - Cisterns
E - Stadium (?)
F - Library
G - Caldarium
H - Halls
I- Sauna room
L - Gym

M - Dressing room
N - Swimming pool
O - Frigidarium
P - Tepidarium
Q - Entrance
R - Mythraeum
S - Undegraund levels
T - Furnaces
U - Water mill

Термы Каракаллы, или Антониновы термы. Сооруженные на отроге Авентина, между Аппиевой и Ардеатинской дорогами, эти термы стали самыми роскошными из всех терм Города, уступив по величине только построенным позднее Термам Диоклетиана. Сооружение Терм начинается во времена императора Септимия Севера (193 - 211) и получает продолжение в период власти Марка Аврелия Антонина (211 - 217), известного под прозвищем Каракаллы (откуда и оба названия Терм), до их посвящения в 216 г. К уже возведенному зданию при Гелиогабале (218 - 222) и Александре Севере (222-235) пристраиваются портики. Кроме того, Термы реставрируются во времена Аврелиана (270 - 275), Диоклетиана (284 - 305) и Теодориха Великого (475 - 526).
Термы Каракаллы были способны вмещать в себя одновременно до 16 тыс. моющихся и при этом обеспечивать их достаточным для мытья количеством воды, собираемой в 64 вместительных цистернах. Размещение столь большого числа посетителей, а также всякого рода вспомогательных средств для мытья и отдыха требовало обширной территории, поэтому неудивительно, что она достигала 10 га. Ансамбль терм образовывали две постройки, в плане представляющие собой два прямоугольника, из которых один вписан в другой. Главная из них - внутренняя: великолепное здание, предназначенное для собственно ванн. Оно занимает площадь 214 х 110 м и имеет полукруглый выступ на противоположной входу стороне. Между тем постройка, ее обрамляющая и дополненная двумя выступами экседр по бокам, это высокая стена, которая ограждает обширный (337 х 328 м) двор вокруг главного здания, или перибол, основанием которого служит искусственная терраса. Основное (оно же - банное) здание своим главным фасадом обращено к воротам двора и расположено относительно близко от них. Оба входа в Термы, - как во двор, так и в банное здание - обращены к северо-востоку.



Хотя имя архитектора, проектировавшего Термы, неизвестно, его высокое профессиональное мастерство не вызывает никаких сомнений. Ибо весь ансамбль размещен им так, что делает максимально облегченным и удобным последовательное осуществление всех банных процедур, рекомендовавшихся врачами того времени. Не менее очевидна в композиции Терм и верность их создателя римским архитектурным традициям, ибо здесь общая структура Терм Траяна, построенных примерно столетием ранее, между 104 и 109 гг., предстает как хорошо усвоенная и по-своему развитая. Зеркальная симметрия, свойственная обоим компонентам ансамбля - двору и банному зданию - призвана тут сделать рас¬положение мест легко просматриваемым и тем самым облегчить посетителю пространственную ориентацию.
Путь, который обычно проходил посетитель Терм, был примерно таким. Пройдя через ворота в ограде, он оказывался перед большим, но внеш-не скромным, лишенным каких-либо украшений фасадом банного здания с тремя входами.





Пройдя затем через один из них, посетитель входил в ближайший из двух аподитериев (раздевалок), расположенных симметрично, по обе стороны от входов; там он снимал одежду и оставлял ее на храпение рабу-гардеробщику. Оттуда он шел, - если был здоров физически, - в палестру (также в одну из двух, симметрично расположенных), чтобы там согласно советам римских врачей размять тело упражнениями перед принятием ванн. Из палестры посетитель Терм обычно переходил в лаконик, или судаторий, где перед мытьем парился в сухом и горячем пару, после чего стригилем очищал себе кожу от пота и грязи. Затем из лаконика (или, если был не очень склонен к телесным упражнениям и горячему пару, то сразу от входа) он проходил в расположенный в задней
части здания кальдарий, или калидарий, где жар достигал предположительно 50 или 55 градусов и где посетители мылись горячей водой.





Надо заметить, что, пройдя в кальдарий, посетитель покидал боковые помещения и оказывался в первом из анфилады залов центральной оси. По этим залам он перемещался дальше уже в направлении обратном тому, в котором шел ранее, т.е. в сторону входа. От зала к залу жар снижался. Выйдя из кальдария, моющийся человек попадал в промежуточное помещение, из-за более низкой температуры называвшееся тепидарием. Отсюда, в свою очередь, открывался вход во фригидарий - обширный зал, воздух и вода которого охлаждали разгоряченное тело. Завершалось мытье погружением в бассейн, называвшийся натацией и наполненный холодной водой, где можно было плавать. После всего этого посетитель с приятным чувством физического комфорта шел гулять по широкому двору, предаваясь там различным играм и музам. Таков был обычный банный цикл в Термах Каракаллы, равно как и в других больших римских банях.



Это, я так понимаю, на плане L - Gym, хотя могу ошибаться, возможно это также бывший главный вход. Сейчас посетители входят с противоположной стороны.
Теперь коротко скажем о наиболее примечательных местах этого памятника.
Залы, предназначенные для банных процедур, были вместительными и необычно высокими: высота их стен составляла 20 м. Перекрытый огромным куполом кальдарий в плане имел форму широкого (диаметр 34 м) круга, на три четверти выступающего из основного прямоугольника банного здания, и был наделен большими арочными окнами, что давало возможность солнечным лучам максимально долго в течение дня освещать и согревать зал. Опорой купола служили восемь мощных столбов (из них сегодня остается лишь четыре). Середину кальдария занимал широкий круглый бассейн.



Если дойти до центра предыдущей фотографии и затем повернуть направо.



Другим из наиболее примечательных залов здания был фригидарий, или Базилика. Его площадь - 58 х 24 м. Этот весьма вместительный зал расположен в месте пересечения двух главных осей здания, продольной и поперечной, из которых последняя акцептирована особой длиной самого зала. Фригидарий был перекрыт тремя сводами; они опирались на восемь больших столбов, украшенных приставными колоннами из серого гранита, - по одной перед каждым. В двух концах фригидария находилось по одной большой ванне из серого гранита (обе они являются ныне частью ансамбля Пьяцца Фарнезе в Риме). Что же до натации, имевшей 53 м в длину, то этот бассейн лежал под открытым небом, без всякого перекрытия.







В задней части двора стояли шестьдесят четыре цистерны, вмещавшие 80 тыс. л воды, доставляемой акведуком Аква Марция через акведук Аква Антониниана. По обе стороны от цистерн располагались библиотеки - греческая и латинская. Перед цистернами и параллельно им простирался стадион. По краям двора, летом изобилующего зеленью, были проложены прогулочные дорожки. Ограда двора снаружи была обрамлена портиками и лавками, расположенными в два этажа. Внизу же, в грандиозном и сложном комплексе подземных помещений, размещались службы и приспособления, необходимые для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу бань. Центральным моментом всей этой системы, ее, так сказать, сердцем был огромный очаг, подогревавший для нужд принимающих ванны как воду, так и воздух, который распределялся через гипокауст (т.е. систему пустот в стенах и полах) для подогрева каждого банного помещения до требующейся в ней температуры. Также под землей, точнее говоря, под большой левой экседрой, располагался Митреум - одиy из наиболее значительных из Митреумов Города.



Небольшой бассейн во Фригидариуме. Ему в некотором смысле повезло сохраниться, потому что он быстро ушел под землю. Как и напольные мозаики.





В древности Антониниевы гермы были обильно украшены произведениями различных искусств: статуями богов и героев, портретными образами
императоров, мозаика¬ми полов и росписями стен. Их значительная часть вновь увидела свет благодаря раскопкам разного времени. Среди найденных там статуй давно и широко известны Геркулес Фарнезе и Флора Фарнезе, обе колоссальных размеров, мраморные, обе хранящиеся ныне в Археологическом музее Неаполя. Первая из них представляет героя обладающим развитыми сверх всякой меры мускулами, нагим и отдыхающим, опершись на свою дубину, скорее всего после одного из своих подвигов. Это произведение Гликон Афинянина, созданное в начале II в. до н.э., представляет собой, как считается, вольное истолкование образца работы Лисиппа





Равен им своей известностью, подобен материалом (мрамором), а также археологическим происхождением (Термы Каракаллы) и нынешним) местонахождением (музей в Неаполе) так называемый Бык Фарнезе, который существенно реставрирован и является, по всей видимости, копией с произведения, созданного во II или в I в. до н. э. на Родосе. Ее сюжетом является казнь, которой Зет и Амфион предают Дирку, привязывая ее к рогам разъяренного быка и мстя ей таким способом за преследование их матери Антиопы. Авторами оригинала Плиний Старший (XXXVI, 34) называет двух скульпторов, Аполлония и Тавриска из Тралл, и говорит, что это произведение, созданное из единого куска мрамора, в его время находилось среди Памятников Азиния Полиона.





Три эти статуи были найдены в годы правления папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549) и перед их транспортировкой в Неаполь в 1786 г. хранились в собрании рода Фарнезе, откуда и произошло их прозвание. Четвертой из наиболее известных статуй, найденных в Термах Кара¬каллы, следует упомянуть Бельведерский торс, который, будучи открыт в эпоху Возрождения, долго пленял своим совершенством фантазию великих художников. Изначально статуя, вероятно, изображала сидящего Геркулеса, от фигуры которого дошли, однако, лишь торс с бедрами и без головы и сиденье героя с выгравированным на нем именем автора, некоего Аполлония, сына Нестора, Афинянина. Эта статуя, по мнению специалистов, была создана в I в. до и. э.; хранится она в Ватиканских музеях.





Примечательны также открытые в ходе раскопок мозаики, особенно те, которые украшали экседры палестр и изображают атлетов; они были найдены в 1824 г. и находят ся ныие также в Ватиканских музеях. Интересны и другие мозаичные работы, особенно двуцветные (черно-белые), строго и выразительно представляющие морских божеств, водяных животных и людей.
Конец работе Терм Каракаллы положили остготы: осаждая Город в 537 г., они разрушили акведук, обеспечивавший водой это гигантское банное предприятие.





Затем наступает долгий период запустения и постепенного разрушения, когда Термы, подобно многим иным древним памятникам Города, превращают ся в обильные и легко доступные каменоломни. В XVI в. здесь находят много произведений искусства, из которых наиболее известные нами упомянуты выше. Примерно в то же время этот памятник стали усердно измерять и описывать
архитекторы.





Но проводимые согласно научным методам раскопки начинаются в Термах только в 1824 г., и первым их результатом становится открытие мозаик. С начала XX в. исследуются подземные части Терм. В 1938 г. эта работа приводит к открытию под одной из больших экседр вышеупомянутого Митреума. Впоследствии, на протяжении примерно полувека, руины Терм используются как сцена для оперных спектаклей, проходящих с большим успехом. Эти спектакли, однако, вызвали протесты компетентных специалистов, озабоченных сохранностью памятника.



Бельведерский торс (ныне Рим, Ватиканские музеи).



Ванна из Фригидариума (ныне на площади Фарнезе в Риме).
Бык Фарнезе. (Неаполь. Нац. Археологический музей).
Геркулес Фарнезе (Геракл). (Неаполь. Нац. Археологический музей).



Флора Фарнезе (ныне Неаполь, Нац. Археологический музей).

Древний Рим, Рим античный, термы, Италия

Previous post Next post
Up