Оригинал взят у
evge_chesnokov в
ВДНХ. Ревизия. 24. Павильон "Земледелие" ("Транспорт") Первым павильоном ВДНХ, в который вернулись тематические выставки, стал "Транспорт" ("Земледелие"). Его легко найти, павильон находится на площади Промышленности, ориентиром служит макет ракеты-носителя "Восток". Памятник архитектуры сохранил историческое оформление фасада и интерьеры парадного зала, в других залах павильона развёрнута выставка экспонатов Политехнического музея под названием "Россия делает сама".
Большинство посетителей ВДНХ знают этот павильон как "Транспорт". Ну а убелённые сединами горожане расскажут, что изначально к 1939 году на его месте был выстроен павильон "Хлопок", в 1954 году в изрядно реконструированном и подросшем на 11 метров здании обосновалось "Земледелие". По части реинкарнаций павильон оказался среди рекордсменов ВСХВ-ВДНХ: с 1956 года это "Геология, нефть, химия", с 1958-го - "Химическая промышленность". И только в 1967 году на схеме ВДНХ появился "Транспорт СССР".
Хлопок. 1939 год:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/79530
Хлопок. 1939 год, интерьер:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/79493
Земледелие. 1954 год:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/64743
Геология, нефть, химия. 1957 год:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/16626
Химическая промышленность. 1963 год:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/94087
Залы павильона не слишком велики, каждый был посвящён какому-нибудь виду транспорта - автомобильному, железнодорожному, авиаперевозкам и судоходству. Значительную часть экспонатов составляли модели, в мельчайших деталях воспроизводящие новые отечественные корабли, автомобили, локомотивы. В одном из залов располагался макет действующей железной дороги в миниатюре, во время демонстрационных сеансов транспортная система оживала, поезда останавливались на станциях, скрывались в горных тоннелях, проезжали мимо городов и посёлков. Вдруг наступали сумерки, в окнах крошечных домиков включался свет, на улицах зажигались фонари, а поезда продолжали курсировать по своим маршрутам. Для юных посетителей павильон "Транспорт" был просто сказочным местом.
Как и в прочих павильонах ВДНХ, неудачно, на мой взгляд, переименованной в ВВЦ, в 1990-е годы тематическая экспозиция была свёрнута и уступила место торговым точкам. Ещё в 2010 году в "Транспорте" продавали саженцы, а спустя год здание было опечатано. Приближалось время перемен, после интенсивных работ по реставрации павильон вновь открылся не как торговый, а как выставочный.
С 24 апреля 2014 посетители могут увидеть выставку "Россия делает сама", на ней представлены избранные раритеты из коллекции Политехнического музея. Экспозиция посвящена достижениям советских учёных и изобретателей и переехала сюда из реконструируемого музейного здания Политеха на ближайшие четыре года. Согласно новой концепции, и в других павильонах ВДНХ после необходимой рестраврации поселятся научно-познавательные и музейные проекты, интересные для посетителей любого возраста.
Макет атомной бомбы РДС-1 (1949 год). Аббревиатура расшифровывалась как "радиоактивный двигатель Сталина", а сами учёные называли её "Россия делает сама".
Робот Сепулька (1962 год). Создан конструктором М.Александровым и художником М.Гороховым на опытно-экспериментальной фабрике Всесоюзного общества "Знание". Движение робота и голосовая магнитофонная запись включались по радио на расстоянии не свыше 20 метров.
"Наш любимый лунный трактор". "Луноход-1" (1970 год)
Телевизионный приёмник "Ленинград" (1948 год)
В парадном зале павильона "Земледелие" ("Транспорт") сохранились фрески с изображением трудовых будней колхозников. На неопределённый срок живописный соцреализм скрылся под баннером-растяжкой, реставрация оригинальных фресок потребует времени, привлечения грамотных специалистов, материальных затрат. Не восстановлены и утраченные капители на колоннах портика. Когда-то фасад был выкрашен в сочный зелёный цвет, эффектно контрастирующий с белой лепниной. Полагаю, что если уж приводить павильоны ВСХВ-ВДНХ к единому знаменателю 1954 года, то логично было бы вернуть фасаду "Земледелия" исторический вид. Нуждается в реставрации и узорчатый пол лоджии портика (сейчас потрескавшиеся каменные плиты накрыты синтетическим ковром).
1998 год:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/61224
Хочется поздравить москвичей и сотрудников выставки с тем, что спящее царство, раскинувшееся на площади в 237 гектаров, оживает, но и повода для эйфории нет. Переговоры Политеха с администрацией ВВЦ велись с 2012 года, немалое время заняли реставрационные работы. Надо понимать, что процесс превращения торгового рынка в выставочный комплекс не сиюминутный и займёт много времени при условии необходимого финансирования. Окончательно ВДНХ перестроят к 2021 году, территория не будет закрываться для посетителей, вход на территорию ВДНХ остаётся бесплатным.
Другие сюжеты фотосериала "ВДНХ. Ревизия":
http://www.yamoskva.com/node/13885