Чертоза Сан-Лоренцо-ди-Падула. Часть 2

Apr 16, 2014 17:20

Оригинал взят у sibeaster в Чертоза Сан-Лоренцо-ди-Падула. Часть 2
Чертоза Сан-Лоренцо, в которую я так долго добирался и путь в которую так обстоятельно описал в предыдущем очерке, - это монастырь картезианцев. Собственно итальянское слово "чертоза", так же как и французское "шартрёз" с английским "чартерхауз" - это специфическое название для монастыря этого очень специфического ордена. Думал я выдать вам долгую и нудную справку о картезианцах, но, как водится, Интернет уже все сделал за меня. Созерцательный орден молчальников и отшельников имеет прекрасный многоязычный сайт: http://www.chartreux.org.  Из предлагаемых там языков я владею лишь английским, так что могу засвидетельствовать только об англоязыной версии этого сайта: все понятно и четко написано.

Вкратце. Орден картезианцев основан в 1084 году, когда св. Бруно, реймсский каноник и ректор тамошнего университета, устав от жизни в миру, удалился в горы под Греноблем вместе с шестью своими единомышленниками. Место, где они посвятили свою жизни созерцанию Бога в собственных сердцах, называлось Шартрёз, от чего и образовалось название "картезианцев". Самому Бруно пришлось вновь погрузиться в тревоги этого мира по требованию нуждавшегося в сторонниках папы Урбана II; впрочем, как только позволили обстоятельства, Бруно вновь удалился во вновь основанную им обитель в горах Калабрии, где и умер в 1101 году. В 1127 году пятый приор Шартрёза Гиг зафиксировал сложившуюся монашескую традицию письменно - в статутах, обновленная версия которых действует по сию пору; в 1140 году Антельм (именно так: Anthelme в английской версии, Antelmo - в версии итальянской) созвал первый генеральный капитул нового ордена на их общей духовной родине - Шартрёзе. Впоследствии орден картезианцев знал и времена расцвета, и времена упадка. Поскольку картезианцы сознательно вели созерцательную, оторванную от мира жизнь, они не могли последовательно заниматься ни народным просвещением, ни благотворительностью, в связи с чем многие обители были закрыты в эпоху Просвещения; затем была французская Революция и наполеоновские войны, в ходе которых были разгромлены еще остававшиеся целыми монастыри. После 1815 года некоторые картезианские монастыри вновь верулись к жизни, но былого процветания уже никогда не достигали. В настоящее время в мире действует 19 мужских и 5 женских картезианских обителей.

Вступающий в орден последовательно проходит три ступени: донат (я бы перевел это словом "послушник", но это не совсем точно), брат (приблизительно "монах") и отец (отшельник). Донаты - это миряне, живущие определенный срок (7 лет) при монастыре, но не приносящие никаких обетов. По истечении 7 лет они могут либо вернуться в мир, либо остаться на следующую семилетку, либо принести временные обеты. Братья - это те, кто обеты принесли. Собственно именно донаты и братья - это те, кто обеспечивают экономическую деятельность монастыря, что-то производят, поддерживают необходимые контакты с внешним миром. А в средние века, когда монастырям принадлежали значительные феоды, именно эти две группы картезианцев собирали должное с зависимых крестьян. Поскольку миряне и братья обеспечивают материальную жизнь монастыря, их уединение, естественно, менее строгое, их участие в литургической жизни обители не столь полное.

Фактически полностью требования статутов исполняют лишь единицы - отцы или отшельники. Каждый из них живет в своей келье (келья - слово здесь неточное: речь идет об отдельном "домике" из нескольких комнат с садиком), питаются они лишь раз в день (пищу им в кельи приносят братья), трижды в день (вечерня, утреня + лауды, литургия) они молятся в церкви, а остальные службы суточного круга совершают келейно. Лишь раз в неделю отшельники собираются на общую трапезу (впрочем, едят они молча) и,  опять-таки молча, совместно прогуливаются. Разговоры между отцами разрешаются только в определенные дни года. Картезианцы - один из немногих орденов, сохранивших и после Тридентского, и после Второго Ватиканского собора, собственную литургическую традицию. Даже в церкви отцы и братья молятся раздельно и не видят друг друга.

На практике все было, конечно, сложнее. Вы сами увидите сейчас огромную роскошную Чертозу Сан-Лоренцо и поймете, что изображать из себя египетских пустынников в этом дворце, окруженном парком (который, впрочем, назывался безыскусно - Desertum), - это верх лицемерия. 24 кельи, окружающие знаменитый большой клуатр, означают, что максимум 24 отшельника жили в одиночестве и молчании, а их жизнь обеспечивали сотни братьев и донатов, не говоря уже об огромном количестве крестьян. Что тут говорить: феодализм нанёс такой вред внутренней жизни Церкви, сгноил на корню столько благих начинаний и вывернул наизнанку столько добрых заповедей и обетов, что удивительно до си пор встречать людей, считающих, что средние века были золотыми для Церкви. Для Церкви как института, как крупного земельного собственника - да, для Церкви как Тела Христова - это были ужасные времена. Впрочем, это был неожиданный всплеск былого ПГМа, так что вернемся к осмотру.

А рассказал я вам о распорядке жизни картезианцев потому, что этот распорядок отразился в архитектуре всех без исключения из обителей, в том числе и в Падуле. Монастырь четко делится на две зоны: в "нижней" жили братья и донаты, здесь же происходила вся экономическая жизнь богатой обители; в "верхней" в своих многокомнатных кельях, расположенных по периметру клуатра, обитали отшельники. Эти зоны никоим образом не пересекаются, и даже монастырская церковь разделена перегородкой на две части.

Итак, мы входим в передний двор, предваряющий вход собственно в монастырь. Фотографии сделаны соответственно от входных ворот (первая) и со ступенек, ведущих в обитель (вторая)




Обитель Сан-Лоренцо была основана 28 января 1306 года богатым феодалом Томмазо Сансеверино (не следует путать с небезызвестным нам родом Сан-Северо; Север и Северин - это разные имена, а Сан-Cеверино и Сан-Северо - разные аристократические фамилии). В последующие века обитель богатела за счет даров тех богатеев, которые желали пройти в ЦБ на халяву, опровергая притчу о верблюде. В своем нынешнем виде монастырь представляет собой комплекс построек XVII - XVIII веков, так что в основном мы здесь будем видеть барокко. В 1807 году Чертоза была закрыта во время секуляризации, проводившейся профранцузским правительством короля Джузеппе (которого вы все знаете под именем Жозефа Бонапарта). Вернувшийся на трон отцов Фердинанд I вернул картезианцам их обитель после 1815 года, но в 1866 году она была закрыта окончательно уже правительством объединенной Италии. В 1882 году Чертоза была объявлена национальным памятником, но в течение последующего столетия её использовали как угодно, но не как памятник. Достаточно сказать, что во время обеих мировых войн на территории Чертозы находился лагерь для военнопленных. Монастырь, переживший два закрытия, два концлагеря и даже один потоп (в 1926 году), стали восстанавливать в качестве музея только в 1982 году. Ничего ценного из движимого имущества из-за описанных катастроф не уцелело: что-то попало в неаполитанские музеи, а что-то банально украдено. Так что мы с вами будем созерцать пустую оболочку - стены и своды украсть экспроприаторам не удалось...

Обратите внимание на фонтан (на предыдущем снимке - слева, а от входа - направо, разумеется), датируемый первой половиной XVIII века. На нем удобно проиллюстрировать основные элементы декора, которые мы будем встречать неоднократно


Последовательно.
Венчают фонтан святой Лаврентий - римский диакон III века, убитый во время гонений Валериана. Его житие было очень известным: главным образом, думаю, из-за очень необычной казни - святого зажарили на раскаленной решетке. Святому Лавретию, напомню, была посвящена эта Чертоза. Слева и справа от диакона - монахи-картезианцы:


Чаша фонтана украшена львами (символ душевной крепости, а что еще поможет картезианцу провести годы жизни в одиночестве и молчании?) и змеями ("Будьте мудры, как змии..."):


Все окружающие нас здания (вы не все еще видите; слева и справа от этого довра есть ее несколько дворов) - это части т.н. "нижнего дома" Чертозы. Здесь жили монахи и донаты; здесь до сих пор сохранились огромные конюшни (о них, правда, только говорят, но не показывают), коровники, зернохранилища, склады. Здесь же находились жилища наемных работников (вроде пастухов) и паломников. В настоящее время "нижний дом" занят различными конторами, сувенирными лавками и прочими не относящимися к музею вещами.

Рассмотрим теперь повнимательнее фасад:


В самой верхней части здания начертано FELIX COELI PORTA (врата небесного блаженства) и год завершения строительства - 1723. Здесь же под крестом видим статую, представляющую Непорочное Зачатие Богородицы (догмат, как мы помним, был утвержден лишь в 1854 году, но задолго до этого ряд орденов, в том числе картезианцы, были уверены в этом положении)


Справа и слева от Непорочного зачатия можно увидеть (вернитесь на один снимок назад) аллегории Религии и Терпения (мелко, что поделаешь). Ярусом ниже оконные притолоки украшены бюстами Богородицы, ее матери святой Анны и четырех евангелистов. На самом нижнем ярусе - статуи Петра и Павла, двух апостолов Рима; святого Бруно, основателя ордена, и святого Лаврентия. Все четыре вместе ясно должны демонстрировать верность монахов Чертозы (Лаврентий) своему ордену (Бруно) и Римской церкви (Петр и Павел).








До этого момента мы уподоблялись путешественникам и паломникам прошлого, которые беспрепятственно могли видеть только внешнюю часть монастыря. За порог здания, которые так символически назвали Felix Coeli Porta, могли переступать лишь члены ордена, либо очень важные посетители. У нас же с вами есть универсальный ключ, который безошибочно действует на подобные врата и называется "деньги". Прще говоря, вход платный - 4 евро. У меня была артекарта, так что у меня уже было все упла(упло?)чено.

Для правильной ориентации в пространстве даю карту местности:


Мы прошли с вами двор (а) и оказались во дворе (h) - Клуатре гостей, предположительно работы Джован Антонио Дозио (атрибуция объясняется внешней схожестью с аналогичным клуатром в неаполитанской Чертозе Сан-Мартино на холме Вомеро; тамошний автор известен точно)


Клуатр гостей находится в центре группы помещений, в которых поселялись важные гости обители - епископы, аббаты, члены королевской семьи. Как видим, и в те "золотые времена" для Церкви многие строгие запреты легко обходились. Помимо гостевых покоев в клуатр выходили двери двух часовен - святой Анны и Душ чистилища, а также "внешней" части монастырской церкви (туда мы пойдем чуть позже). Галереи второго яруса расписаны фресками работы Франческо да Мартино (туда, увы, не пускают). В галереях первого этажа, окружающих клуатр, можно увидеть кое-что интересное.


Например, Михаила Архангела, попирающего сатану, потерявшего голову (буквально)


Или Богородицу во славе:


Ну и Лаврентия с неизменной решеткой:


Там были еще святые Иосиф Обручник и Бруно, но они по неизвестным причинам фотографироваться отказались.

На этом месте мы приостановимся. У меня, кстати, есть к вам, дорогие читатели, слово за жизнь. Мой медленный интернет с трудом переваривает посты с большим количеством фотографий. Именно поэтому я разбиваю связный рассказ о Сан-Лоренцо (да и всегда так делаю) на несколько частей. Увы, не все из вас поступают также, и очень часто мне приходится бросать недочитанными ваши великолепные рассказы о заморских странах - терпения не хватает дождаться загрузки полусотни фотографий. Люди, будьте милосердны к своим читателям, как милосерд Отец ваш небесный!

барокко, монастыри, Падула, Италия

Previous post Next post
Up