Оригинал взят у
antonsm в
Белорусская готика. Костелы.Давно я не брал в руки шашки ;-)
Сегодня я хочу после перерыва продолжить рассказ о белорусской готике. На сей раз о костелах.
К сожалению белорусские готические костелы сохранились еще хуже чем православные церкви. И если православные могут похвастаться церковью в Сынковичах, которая практически полностью сохранила и фасады и интерьер, все дошедшие до нас костелы хоть немного но изменены. А большинство, увы оказалось перестроенными очень сильно.
Итак, сегодня у нас три объекта. Первый из них - самый старый. Новогрудский фарный костел. Храм был основан 1395 году при Витовте. Он просуществовал до 1712. Здание существующее сегодня было построено в 1732. Я о нем уже рассказывал, как об одном из эталонных образцов сарматского барокко.
Нас же интересуют остатки первоначального храма. Это две часовни, примыкающие к боковому фасаду:
В этом костеле состоялось венчание Ягайло и княжны Софьи Гольшанской, которая родила уже пожилому королю сыновей, и тем самым дала начало династии Ягеллонов, о чем сообщеает табличка на стене одной из часовен.
Примечательно то, что сохранились не только стены часовен, но и готические своды в их интерьерах:
Данный костел, насколько я знаю достаточно плохо исследован. И не известно, что в сегодняшнем храме сохранилось от первоначального за исключением часовен. Нет даже общего мнения, каким был основной объем костела - каменным или деревянным. Хотя лично мне сомнительно, что к деревянному костелу стали бы пристраивать каменные часовни. И не удивлюсь если в существующем барочном здании использовались фрагменты первоначальных готических стен.
Следующий храм - Троицкий костел в деревне Ишкольдь. Наверное это самый сохранившийся из готических костелов Беларуси.
Построен этот храм в 1472 году Николаем Немировичем. Храм типичного для белорусской готики зального типа. За свою историю успел побывать и кальвинистским храмом, и православной церковью. В то время как некоторые белорусские костелы сильно пострадали из-за перестрек кальвинистами (они часто переделывали храмы в ренессансном стиле), этот храм больше всего пострадал в 19 веке от православных. Он был оштукатурен (причем по старым рисункам видно, что это удалось не сразу, штукатурка обваливалась,) и стесаны контрфорсы боковых фасадов. В остальном храм более-менее сохранился:
Храм отличается некоторой архаичностью, так под штукатуркой находится не готическая а балтийская (вендская) кирпичная кладка, более характерная не для готики, а для более раннего романского стиля. Также завершения окон еще совсем недавно были не стрельчатыми, а полукруглыми. Сегодняшние стрельчатые завершения - результат недавней реставрации, и я не знаю, это возвращение первоначального состояния, или фантазия реставраторов.
Еще одна интересная деталь - наличие окон только с одной стороны храма, противоположная стена - глухая.
Это единственный белорусский костел, полностью сохранивший в интерьере готические нервюрные своды:
Археологи утверждают, что в 16 веке своды и столбы храма были расписаны. Если росписи будут восстановлены, хотя бы частично, храм станет для Беларуси вдвойне уникальным.
В костеле недавно были поставлены новые витражи, один из которых рассказывает о недавней истории храма, о том как при попытках в советское время закрыть храм, и вывезти все из него, верующие бросались под колеса приехавших машин.
Также на витраже есть две надписи с упоминанием немецкого и польского городов - похоже откуда были фундаторы реставрации:
Следующий храм лучше всего сохранил свои фасады. Это костел св. Михаила в Гнезно. Храм был основан в 1524 году.
От более раннего костела в Ишкольди он отличается значительно большими окнами стерльчатой формы (причем изначально они были несколько выше чем сейчас), контрфорсами сложной формы и башней на главном фасаде. Главный объем храма закрыт часто используемым в готике ступенчатым щитом.
Как и в Ишкольди, окна на одной из стен храма замурованы.
Данный храм - единственный из сохранившихся белорусских костелов, в котором активно использовался профильный кирпич, для декоративных элементов.
Башню костела в литературе часто называют ренессансной. Хотя это не совсем так. Нижние ярусы башни были возведены одновременно с храмом, и их можно назвать чисто готическими. Верхние ярусы строились позже, и там уже действительно используется ренессансный способ кирпичной кладки, но все равно видно, что их создатели старались не сильно отступать от стиля основного объема храма. Самый верх башни был многократно разрушаем, и в сегодняшнем виде отстроен при реставрации поляками в 30-е годы.
Данный храм, к сожалению не может похвастаться готическими интерьерами. Уже в 17 веке упоминается плоское деревянное перекрытие интерьера. Некоторые историки утверждают, что храм изначально был с подобным перекрытием. Но есть и версия, что своды были разрушены в конце 16 в то ли пожаром, то ли в результате перестройки кальвинистами.
В современном интерьере интерес представляет разве что оригинальный псевдоготический алтарь 19 века, с копией Мадонны Рафаэля в качестве главной иконы:
Продолжение следует....