Оригинал взят у
moscowhite в
СКОРОПЕЧАТНЯ ЛЕВЕНСОН В ТРЕХПРУДНОМ ПЕРЕУЛКЕТоварищество скоропечатни А. А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшихся на производстве литографской продукции, было основано в 1881 г. в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А. А. Левенсон и Ко», а в 1889-90 г.г. учреждено Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей.
А. А. Левенсон
Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон, издавала журналы «Дешёвая библиотека», «Новости иностранной литературы», «Семья». В типографии печатались меню высочайших обедов, материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 г. - материалы, связанные с коронацией императора Николая II, а в 1913-м - в связи с 300-летием Дома Романовых. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ. В 1910 г. в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М. И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 г. факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914-м опубликована книга «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле», такие как, например, «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913). С 1896 г. имела звание поставщика российского императорского двора.
К концу XIX века помещение в Рахмановском переулке стало тесным, и Товарищество приобретает землю в Трехпрудном переулке для строительства нового здания. Владелец А. А. Левенсон мечтал о "современной, хорошо построенной и устроенной фабрике, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства". Был объявлен конкурс, на котором победил уже широко известный к тому моменту Ф. О. Шехтель. Его проект типографии очень похож стилистически на
усадьбу Фон Дервиза в Кирицах. Но если там архитектор только оттачивал свой стиль, то здесь он создал удивительно цельное, изящное строение с идеальными пропорциями, соединив в нем строгие каноны готики и художественную экспрессию модерна. Эта удивительная вариация исполнена с великолепным вкусом, она, казалось бы, еще более "европейская", чем сама европейская архитектура - на ум сразу приходит артист Ливанов в образе Холмса, который, по признанию самих англичан, был куда более "английским", чем все английские актеры, когда-либо бравшиеся за эту роль.
Замок очень понравился владельцу. Он его описывал с любовью и теплом: "Здание Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсона хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый "новый стиль". Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности. Здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамонтовский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью. В наружных украшениях - полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором".
В 1917 г. типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 г. ликвидирована. Сейчас в здании расположены коммерческие организации.
И напоследок - небольшая деталь. Удовлетворенный сотрудничеством с Шехтелем, в том же 1900-м году Левенсон заказывает архитектору проект своей дачи в поселке Чоботово. На этот раз Шехтель стилизовал ее под русское деревянное зодчество:
Местонахождение здания.