Стамбул. Январский дождь в Топкапы.

Feb 17, 2014 22:03

Оригинал взят у trianda в Стамбул. Январский дождь в Топкапы.



Второго января с утра зарядил мелкий холодный дождь, запланированная прогулка в Эюп казалась уже не такой привлекательной и мы решили посвятить день экскурсиям "под крышей", а именно - осмотреть дворец Топкапы. Когда-то на высоком мысу, омываемом Золотым Рогом и Мраморным морем, возвышался Акрополь. После падения города в 1453 году Мехмет Завоеватель на остатках византийских строений построил себе первый дворец, в котором и прожил до самой смерти в 1481-м. Дворец Топкапы служил резиденцией османских султанов вплоть до 19 века. Сейчас Топкапы переживает дикую популярность благодаря сериалу "Золотой век", действие которого разворачивается именно здесь.


1. Первый двор (двор Янычар), обширный и пустой, в комплекс дворца официально не включен. В нем находится церковь Святой Ирины, куда мы попытаемся заглянуть чуть позже, а так же именно из этого двора переулком можно выйти к Археологическому музею или, пройдя еще немного, спуститься в красивый парк Гюльхане. Туристы обычно преодолевают Первый двор легкой рысью, а сегодня быстроте передвижения способствует и дождь.
Вдали видны Императорские врата, один из минаретов Айя Софии и ее мощный купол. Дорожки скользкие, туристов почти нет.


2. Повернувшись, упираемся прямо в знаменитые Средние Врата (Ортакапы), чьи остроконечные башенки давно стали визитной карточкой дворца. Здесь расположены билетные кассы. Невесть откуда взявшиеся толпы туристов фотографируются на фоне ворот, через которые когда-то могли проезжать верхом только султан и валиде султан (мать правителя).


3. За воротами в галерее можно осмотреть наглядный макет Топкапы. Отчетливо видны три внутренних двора. Скопление куполов и башенок в центральной части - Гарем, туда нужно покупать отдельный билет.


4. Все колоннады дворца состоят из разномастных, но всегда прекрасных византийских колонн. Второй двор украшен хаотично расставленными античными капителями, осколками саркофагов и мраморных артефактов. При османах этот двор выполнял функцию хозяйственно-административного офиса, здесь располагались присутственные места, казначейство, казармы. Сюда выходили огромные дворцовые кухни, занимавшие всю восточную сторону


5. Трудно воссоздать картину жизни, кипевшей здесь когда-то. Старые, пустые внутри деревья, скорее всего, помнят Сулеймана Великолепного и его стражу, но помалкивают, притихнув над дорожками аккуратного чистенького парка. Башня Правосудия - еще один знакомый ориентир. Не пропустите вот ту скромную дверь в здании из красного кирпича - это Внешнее казначейство, где сейчас выставлена интереснейшая коллекция оружия и доспехов. К сожалению, снимать внутри категорически запрещено. Мы же осмотрим расположенный по соседству Зал Высшего Совета.


6. Здесь собирался императорский Совет (Диван) для обсуждения дел государственной важности. С мраморной террасы в Зал ведут позолоченные резные двери.


7. Внутри достаточно тесно и скромно, всего два небольших зала, разделенные деревянной перегородкой. Стены, как и в большинстве помещений Топкапы, украшены изникскими изразцами. Вот через то окошечко наверху султан тайно наблюдал за ходом обсуждения, сам не вмешиваясь, но делая необходимые выводы.


8. Окно было закрыто декоративной золоченой решеткой.


9. Росписи и украшения - какое-то османское барокко.


10. Смотреть с террасы зала Высшего Совета на разошедшийся вновь дождь очень приятно. Впереди виден лес труб дворцовых кухонь - представляю, какими запахами шаловливый морской ветерок иногда дразнил уставших и голодных после многочасовых заведений султанских советников. Откроем зонты и перебежим двор наискось, к Воротам Блаженства, ведущим в третий двор. В расположенный сразу за залом Высшего Совета Гарем вернемся попозже, когда окончательно вымокнем и замерзнем.


11. Ворота Блаженства - это богато декорированный мрамором павильон, за которым начинался эндерун - внутренние помещения дворца, приватная территория правящей семьи.


12. Третий двор невелик, но здесь тоже есть много интересного. Справа, в помещениях Внутреннего казначейства находится уникальная выставка османских драгоценностей, конечно же, no foto. Рядом, в помещениях казарм Экспедиционных войск, - экспозиция костюмов, тоже весьма впечатляющая, особенно шальвары и сплошь расписанные молитвами и заклинаниями исподние рубашечки сыновей султана. Тоже no foto.


13. Здание слева - Библиотека Ахмеда III, построенная в 1719 г. Справа видна небольшая византийская постройка - сейчас так называемая Мечеть Евнухов. Здесь же можно посетить хранилище священных реликвий, при султанах открывавшееся один раз в году, в 15 день Священного месяца Рамазан. Для христиан особо интересны будут череп и рука Иоанна Крестителя. На руке не хватает большого пальца - по преданию, он был тайно откушен одним из паломников, прибывшим на поклонение мощам из местности, терроризируемой драконом. Добытый неаппетитным способом палец кинули в пасть чудовища, после чего оно сразу же издохло.


14. Необычайно приятное впечатление производит изящная Мраморная терраса, с которой открывается великолепный вид на Золотой Рог и Галату. Вход на террасу находится разу за Хранилищем священных реликвий. Через лес тонких колонн виден квадратный мраморный бассейн с повисшим над водой павильончиком.


15. В центре фонтан - к сожалению, выключенный по причине зимнего времени.



16. К бассейну выходят два отдельно стоящие павильона - павильон Багдад и павильон Реван (1636 год, построен Муратом IV в честь истребования Еревана у Персии) . Их внутреннее убранство похоже: облицованные изразцами стены, низкие диваны по периметру, камины.


17. Легкая постройка с золоченой крышей - Ифтарие Камериеси, заказана султаном Ибрагимом I в 1640 году  для совершения обрядов, завершающих пост Рамадан в красивом месте.


18. Вид оттуда, действительно, открывается великолепный.


19. Сразу под Ифтарие Камериеси можно увидеть небольшой прямоугольный бассейн с кувшинками, а также остатки явно византийских колонн. Вся эта часть холма представляет собой давно засыпанные и застроенные руины. Из подземелий дворца недоступные для осмотра ходы ведут в нижние ярусы, одних цистерн под Топкапы обнаружено 36!


20. Зимой внутри легких построек довольно неуютно и холодно.


21. Спускаемся в Четвертый двор, самый дальний двор Топкапы. Арки прорезают византийскую стену, на одном конце которой возвышается уже знакомый нам павильон Багдад.


22. Нужно пройти через павильон Мустафа-паши, в центре которого стоит красивая жаровня.


23. Когда-то здесь располагался Сад тюльпанов, садоводы дворца славились редкими селекционными сортами. Ворота, лестница и колонны в павильоне Мустафа-паши, кажется, тоже византийские.


24. Запертые ворота ведут в парк Гюльхане, прямиком к Готской колонне. Старейшая в городе, она водружена, скорее всего, в 269 году в честь победы римского императора Клавдия II над готами. Хотя при чем тут Клавдий - он в Византии никогда не был, а готов разбил далеко отсюда, под современным Нишем. По другой версии, колонну все же воздвиг Константин в честь собственной победы над теми же готами в 332 году. Наверху когда-то стояла статуя богини Тихэ.


25. Откуда-то пахнет кофе. Здесь, на двухуровневой террасе за совершенно безликим павильоном Меджидие, располагается неплохое, но дорогое кафе.


26. Вот с такими подаваемыми к кофе видами, съеденными моросящим дождем. Вдали еле виден Босфорский мост. В самом центре, там, где сходятся Пропонтида, Золотой Рог и Босфор, вечно отирается флотилия мелких рыбацких лодчонок. Поскольку они сидят прямо на фарватере, большие корабли, неспешно плывущие в Черное море или обратно, разгоняют их басовитыми гудками сирен. Лодочки нехотя разбегаются, но, стоит гиганту удалиться, все возвращается на свои места - до следующего сухогруза.


27. Азиатского берега ка бы и нету.


28. Не запечатлел кофе - не путешественник!


29. Возвращаемся через Внутреннее казначейство. Тут нам повезло - мы случайно вошли не в ту дверь и начали осмотр с обратной стороны, удивляясь все увеличивающимся очередям. Внутри этих комнат (построенных Мехметом Завоевателем в 1460 г, как залы для официальных приемов) есть чуда чудные и дива дивные: усыпанный драгоценностями меч Сулеймана Великолепного, султанские троны, украшения. Самые известные артефакты - бриллиант Ложечника (Касыкчи) на 86 карат, один из крупнейших в мире, и украшенный изумрудами кинжал Топкапы. Коллекция, честно говоря, потрясает.


30. А это очередь в сокровищницу, которую мы успешно избежали.


31. Заглянув в библиотеку, идем осматривать Гарем.


32. Легенды, мифы и всевозможные враки про Гарем оставим. Просто посмотрим, что там внутри.
Сейчас Гарем дворца Топкапы - это целый лабиринт коридоров, дворов и двориков, тупиков, лестниц, покоев, чуланов, расположенный на шести этажах. Для осмотра открыта лишь малая часть помещений. Первые 300 комнат были построены Муратом III (правил в 1574-1595 г.г.). До Мурата гаремы правящих султанов находились в Эски-сарай, рядом с современной площадью Беязит Мейданы.
Входим через Каретные ворота, которые находятся прямо под Башней правосудия.


33. Первая небольшая комната целиком выложена изразцами 17 века из Кютахьи. Да, кстати, туристов в Гареме очень много, а места мало, поэтому сделать снимок без людей практически невозможно.


34. Узкий и длинный Двор Черных Евнухов. Здесь находились жилые помещения для 200 евнухов, отвечавших за охрану и обслуживание обитательниц и обитателей Гарема (да, в гареме жили не только женщины!). Впереди видны Главные ворота в Гарем.


35. Турист движется выверенным маршрутом. Вот Двор женской прислуги и супругов (надо полагать, оной прислуги). В глубине его находились больничные помещения, а по периметру - жилые комнаты для служанок и их семей, бани, прачечные. Тесновато.


36. Большую часть Гарема занимали апартаменты его самовластной хозяйки - валиде султан. Комнаты небольшие и скромные, вот, например, камин.


37. А вот гостиная валиде султан, знакомая всем поклонникам сериала "Золотой век", сценаристы в точности воспроизвели ее в декорациях к фильму.


38. Без ковров и мебели комнаты выглядят голыми, приходится довольствоваться отделкой. Например росписью купола в европейском вкусе.


39. Дверцами стенных шкафчиков, инкрустированными перламутром и слоновой костью.


40. Двор валиде султан. Большой, но тоже неуютный, ни деревца, ни кустика.


41. Комнаты кого-то из султанов или принцев - да, мужчины правящей семьи тоже жили в гареме.


42. Летом приватные фонтанчики, должно быть, освежали воздух покоев.


43. Полочки-ниши для всякой всячины.


44. Расписные потолки.


45. В личной комнате Мурата III (декорированной, кстати, знаменитым Мимаром Синаном в 1578 году) устроен хитрый фонтан. Трехъярусный каскад был спроектирован таким образом, что издавал мелодичное журчание, препятствующее любым попыткам подслушать разговоры султана. Сейчас, увы, фонтан безмолвствует.


46. Спальня кого-то из султанов.


47. Так называемый Двойной Павильон, гостиная...


48. Над которой блистает росписями огромный купол. Все великолепие относится к 1600 году.


49. Пышная жаровня.


50. Панно из изразцов с растительными мотивами.


51. Двор избранных - достаточно просторный, но посмотрите на эти ряды маленьких окошек наверху. Это кафес - комнатушки, где томились в вечном заточении потенциальные претенденты на престол - сыновья и братья султана. Пожизненной ссылкой в Гареме им при Селиме II в 1666 году гуманно заменили традиционную казнь. Неизвестно, что лучше - веревка душителя или вот такое жалкое существование в четырех стенах. Хотя были и положительные примеры - султан Селим II, просидев в кафес 40 (!) лет все-таки взошел на престол в результате дворцового переворота, но до конца жизни отличался, мягко говоря, странным характером.


52. Внизу, на нижнем ярусе, находится большой бассейн, ныне пустой.


53. Стоки для воды оформлены великолепно.


54. Покидаем Топкапы, оглянувшись в последний раз на аллею тонких платанов.


55. Мы вновь в Первом дворе. Через приоткрытую дверь с надписью "не входить" видна коллекция византийских саркофагов и капителей.


56. Охраняемая мелким черным духом. Да и дождик кончился. Путешествуем дальше?


Турция, интерьер, ислам, дворцы, Стамбул, орнамент

Previous post Next post
Up