Монастырь Голия (Mănăstirea Golia)

Feb 07, 2014 19:40

Оригинал взят у alexjourba в Монастырь Голия (Mănăstirea Golia)
1. Церковь Вознесения (Înălțarea Domnului), 1652-1660



Монастырь Голия, который мы смотрели 1 сентября 2013 года, был для меня не новым впечатлением (в 2008 году я его видел и день был таким же ярким и жарким). Тем не менее, в компании искусствоведов то, что казалось в первый раз странным - приобрело новое звучание, более того, объяснить этот монастырь стало возможным, мысленно разместив его в цепочке предыдущих - прежде всего Нямца, Драгомирны и Трех иерархов.
Монастырь Голия назывался по знатному роду бояр Голия - ктиторов монастыря с 1606 года и имел статус подворья афонского монастыря Ватопед.
Однако, в 1652 году в монастыре была выстроена новая большая церковь - на деньги домины Екатерины - второй супруги правившего тогда молдавского господаря Василия Лупу - в какой-то степени как "женский ответ" роскоши монастыря Трех Святителей - расположенного неподалеку.
Строительство этой церкви было закончено в 1659-1661 годах, когда на 2 года на трон в Яссах сел сын Василия - Штефаница Лупу


Воспользуюсь пришедшимся к месту переводом текста Путешествия Антиохийского Патриарха Макария в Россию, описанного его сыном, Павлом Алеппским, заставших монастырь в разгар строительства, в 1653 году.

Монастырь Голия - во имя Богоматери и принадлежит домине, супруге господаря, которая построила его вновь, в подражание монастырю, сооруженному господарем. Мы отправились туда в экипаже и там помолились. Он представляет издали величественный и весьма благолепный вид. Куполы очень высоки и, покрытые белою жестью, блестят как серебро; увенчаны весьма большими, красивыми крестами, сияющими позолотой, величиной в две меры человеческого роста.
****
Вся она снаружи и изнутри построена из тесаного камня, так же как и ее своды, и очень высока. Мы видели много монастырей в стране молдаван и валахов и великолепных церквей до самой Москвы, но все они выстроены из мелкого необтесанного камня, обмазаны известкою снаружи и изнутри и с течением времени разрушаются от обильных дождей и снегов.

2. Церковь Вознесения - вид с юго-востока



Единственно, кто стал впервые возводить постройки из тесаного с изваянными фигурами камня, был ревнитель построения церквей и монастырей во всем мире, Василий воевода. Он вызвал для постройки своего и этого монастыря ученых мастеров из Польши. Стены церкви ниже карниза украшены разнородной ваятельной работой: под самым карнизом кругом всего здания высечены из камня большие звезды.

Здесь Павел говорит о мастерах из Польши, есть и другая гипотеза - об итальянских мастерах

3. Церковь Вознесения - вид с востока, апсида



Церковь эта *** имеет два выхода с юга и с севера, которые ведут к западным дверям церкви. Формы она продолговатой, как соборные храмы, представляет один неф и разделена на две части стеною, в которой имеется вторая дверь. Место для женщин, куда ведет лестница снаружи, находится над сводом притвора. Церковь весьма благолепна и светла, ибо имеет много окон со стеклами. Над хоросом поднимается большой высокий купол, а над этим другой еще более высокий, и такой же купол находится над нарфексом; оба восьмиугольные.

4. Церковь Вознесения - вид с юго-запада



Алтарь весьма высок, с тремя очень длинными, узкими окнами со стеклами, и имеет весьма красивый купол. Между куполами хороса и нарфекса тянется удивительный свод наподобие опрокинутого корабля. Вся крыша церкви из блестящей жести. Четвертый купол, где поставлены часы, находятся над местом для женщин, куда ведет винтовая лестница. Всех крестов числом пять; они красивы, велики, не имеют себе подобных во всем мире и от обильной позолоты блещут ярче солнца. Один из них на куполе нарфекса, другой - на куполе хороса; два креста на своде между хоросом и нарфексом, а пятый на куполе алтаря.

5. Церковь Вознесения - вид с северо-востока



6. Пилястры и окна



Беломраморная настилка пола также не доведена до конца. Мрамор был выписан и привезен на большом корабле из местечка Мармар, близ Константинополя; он восхищает взоры своею белизной, каждый кусок вдвое, даже втрое больше надгробных камней франков в Алеппо, но тоньше их, так как предназначен для мощения. Были привезены также колонны и косяки, которые в то время еще обтесывались и отшлифовывались.
Как жаль, что их не окончили! Великие труды и мучения претерпели люди, доставившие их из Галаца на арбах, запряженных быками, по тяжелым и неудобным дорогам.

7. Коринфские капители пилястр и консоли карниза



8. Капители и барельефы львов в декоре стен



9. Еще раз декоративный лев



В куполе над хоросом есть величественное изображение Господа на золотом фоне, а в куполе над нарфексом изображение Богоматери. Лазури так много, что она служит взамен штукатурки.

10. Купол над наосом (хоросом - по Павлу Алеппскому)



Иконостас и тябла превосходны, чудесны; подобных мы никогда не видывали. Это работа умелого, искусного художника, который своим невиданным мастерством превзошел все произведения критской (?) живописи.
Иконостас четырехъярусный, с арками; в поясе над алтарными дверьми изображены господские праздники, во втором - чудеса Спасителя, в третьем - апостолы с Господом посредине, в четвертом, самом верхнем - пророки со св. Троицей [58] в средине; над всеми поясами стоит распятие.
На иконе Спасителя Он изображен сидящим на престоле в великолепном зеленом саккосе, а на краях иконы вокруг Него написаны господские праздники.
****
Алтарь снизу до верху украшен чудесною живописью на золотом фоне; такою же живописью расписана церковь от притвора до внутренней ее части, равно и отделение для женщин. Подобным образом написаны все чины святых с их чудесами. Говорят, иконописец получил в вознаграждение 3500 пиастров.
****
Позади трона господаря до угла изображены: Василий воевода во весь рост в парчовой одежде на меху с соболем, в руках у него вышеописанная церковь, которую он вручает благословляющему его Господу, окруженному ангелами; за Василием домина, его супруга, в парче с соболем, в золотых украшениях, с собольим колпаком на голове; за нею дочери, из коих одна замужем у ляхов, а другая недавно выдана за сына казака Хмеля; ниже Стефан воевода и три брата его, умершие один за другим, все в красивых одеждах. Они нарисованы, как живые.

11. Фигурка дракона в декоре иконостаса



12. Иконостас (поздний)



По материалам, подобранным к поездке av4 - схематичные план и разрез храма. Видно, что это триконх (боковые конхи спрятаны внутри стен подобно Драгомирне), кроме того, видно (на фотографиях лучше, чем на схеме), что "веревка-пояс" - которую мы видим на всех храмах, начиная с Драгомирны - здесь трансформировалась в карниз над окнами, визуально разбивающий стену на два уровня.
Верхний консольный, хорошо разработанный карниз подчеркивает то, что мраморная облицовка церкви - это "новая модная одежда" молдавского триконха.







В 1711 во время Прутского похода монастырь Голия посетил Петр I, а в 1791 в монастыре отпевали скончавшегося около Ясс князя Г.А.Потемкина-Таврического, есть сведения о том, что его внутренности и мозг захоронены под полом собора около каменного трона господарей (надгробной плиты или каких-то упоминаний о ней в церкви нет).
Монастырь несколько раз восстанавливался и ремонтировался - после разрушительного землетрясения 1738, тогда заново сделаны 6 глав, еще раз реконструировался в 1820-ых, росписи мастера Матея поновлялись в XIX в., иконостас был заменен в 1838 году, колокольня реконструирована в 1900.
С 1900 по 1947 год монастырь был закрыт, затем в 1947-1992 действовал как приходской храм.

13. Дом причта - дом-музей Иона Крянге (дьякона и писателя)



14. Колокольная башня (стены Голии сохранили свой крепостной облик, в их составе 4 башни и колокольня середины 17 века)



15. У стен монастыря, с улицы Cuza Vodă устроен фонтан-чишме - 1766 год, дар господаря-фанариота Александра Мурузи



Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/248598.html

барокко, храмы, Румыния, XVII в.

Previous post Next post
Up