Вилла Палагония- сюрреалистический шедевр или вилла монстров как ее называют в быту.
Впервые о существовании этой виллы я узнала, посмотрев фильм «Баария», фильм совсем не о прекрасных монстрах виллы, а о жизни трех поколений одной сицилийской семьи, проживающей в городке Баария- старинное название Багерии. Из кадров было понятно, что часть съемок гротескных фигур это компьютерная графика, а другая часть происходила на натуре, и что еще есть шансы отыскать на просторах Сицилии этот шедевр. Что я и не замедлила сделать. Выяснилось, что это вилла Палагония находится в городе Багерия в 15 км от Палермо. В планах на следующее путешествие по Сицилии посещение этой виллы стояло первым и обязательным пунктом.
Оказавшись на вилле, я влюбилась в ее "монстров" раз и навсегда.
Строительство этой самой необыкновенной и впечатляющей виллы сицилийского барокко было начато в 1715 пятым принцем Палагонским, Доном Фердинандо Гравино. Строительство затянулось на долгих 22 года и было законченно в 1737 уже при его внуке , Франческо Фердинандо. Вот именно он и занялся украшением виллы и созданием скульптур. О нраве и характере Франческо ходили легенды, кто утверждал, что он был уродлив и не любим женой, и что после каждой вспышки ревности рождалась новая скульптурная группа, или что он был взбалмошный и одержимый человек, человек - одиночка, склонный к эзотерике. Слухи о его экстравагантных выходках дошли и до наших дней. Поговаривают, что гости виллы в сиденьях кресел находили иглы и шипы, что ножки кресел частенько бывали подпилены, чтобы гостям было неудобно сидеть в них. Вот воспоминания некоторых путешественников: французский художник и архитектор Жан-Пьер Уэль посетил виллу и отозвался о ней так: «посетил дворец наиболее оригинальный, который только существует в Европе благодаря своим странностям…», где «были стулья и кресла настолько наклоненные вперед, что необходимо было делать усилия, чтобы избежать соскользнуть на пол».
И вот слова Генри Суинбёрн -пишущего путешественника XVIII века "Я поспешил покинуть этот мир монстров, который почти довёл меня до головокружения".
Если «монстры» виллы Палагония и сегодня потрясают наше воображение, людей привыкших к монстрам и чудовищам, созданных компьютерной графикой, то нам остается только предполагать какие чувства и смятение в душе они вызывали у современников. Не обошлось и без предрассудков: беременные женщины боялись смотреть в глаза статуям, полагая, что это может вызвать физическое уродство их детей, поговаривали и о проклятии виллы . Позднее некоторое время вилла стояла заброшенной, что конечно усилило предубеждения. И городское управление всерьез задумывалось об уничтожении всех статуй. Но шотландскому путешественнику Патрику Брайдону, несмотря на то, что и он находил творчество седьмого принца Палагонского сумасбродным, вот его отзыв- "Очень состоятельный человек, посвятивший всю свою жизнь изучению химер и монстров. Его фантазии ещё более нелепы, чем те, которые рождало изобретательное сознание некоторых писателей и странствующих рыцарей", ему удалось убедить местных чиновников, в том, что скульптуры не представляют опасности, и несмотря ни на что, являются культурной ценностью. Разрушение было остановлено.
Изначально вилла насчитывала около 600 замечательных стражей, но к огромному сожалению до наших дней дошли только сама вилла, всего 62 фигуры и парадные ворота виллы, которые сейчас с виллой ничем не объединены, а стоят одинокие среди ничем не примечательных современных строений, а большая часть ограды, скульптур и парка были утеряны.
Не знаю , чем были порождены сюрреалистические шедевры Франческо Гравины седьмого принца Палагонского, душевной ли болезнью, как предполагал Гёте, или это было творческое выражение восприятия мира неординарного человека - непринятого и непонятого современниками, но несомненно одно - благодаря ему Вилла Палагония стала одной из самых необычных жемчужин сицилийского барокко и крупным памятником европейского барокко, дошедшего до наших дней.
Сейчас я вам покажу лишь некоторые образы прекрасных монстров, а другим постом расскажу подробнее о самой вилле и какой она была и что и в каком состоянии дошло до наших дней.
А сама буду туда возвращаться и возвращаться.