В конце декабря уже прошлого года вместе со своим французским другом я первый раз съездил в регион Лимузен. На мой взгляд, этот регион является наименее всего изученным и известным среди всех во Франции. Хочу начать свой рассказ с прекрасного цистерцианского аббатства Обазин, в церкви которого сохранились уникальные произведения средневекового искусства.
История обители начинается примерно в 1125-м году, когда два священника по имени Этьен и Пьер поселились отшельниками неподалеку от деревни Вергонзак (Vergonzac). Очень быстро к отшельниками присоединились ученики, что положило начало монашеской жизни. Тогда новообразованная община расположилась в Обазине.
В 1127-м году общину признал епископ Лиможа, и он позволил начать строительство монастырского комплекса на землях, переданных виконтом Аршамбо (Archambault). Как пишет Лео Мулен в "Повседневной жизни средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.)", община в Обазине предприняла в XII веке большие работы по водоснабжению, подведя к себе водный поток, протекавший на удалении более чем двух километров. "Они проложили трубу, которую им пришлось подвешивать над оврагами либо прорывать для нее канал в склоне горы протяженностью более одного километра" (А. Димье).
Оставалась важная проблема устава. По образу жизни новой общине больше всего подходил устав Картезианцев. В 1135-м году Этьен встретился с настоятелем Гранд-Шартрёз аббатом Гигом, но большой численный состав не позволил Обазину присоединиться к этому ордену, и монахи сблизились с цистерцианцами. В 1142-м году Этьен принял цистерцианские обеты, и чуть позже община Обазина официально вступила в орден Сито. Более того, тогда же была образована женская ветвь монастыря, подчинявшаяся аббату. Отныне мужская обитель находилась на южном склоне холма, а женская - в ложбине Куару (Coiroux).
Первый камень аббатской церкви был заложен в 1156-м году в присутствии епископа Лиможского. В 1176-м году она была освящена архиепископом Буржским. В ту эпоху церковь являлась самой большой в Лимузене.
К огромному сожалению, в XVIII веке в целях экономии было принято решение снести шесть из девяти пролетов нефа, поэтому до наших дней дошло здание горазно меньшего размера.
Неф состоит из трех пролетов, перекрытых цилиндрическими сводами. Своды же покоятся на прямоугольных колоннах. Трансепт, согласно правилам цистерцианского ордена, такой же ширины, как и неф, хор немного глубокий, без деамбулатория и заканчивается многоугольной апсидой, освященной тремя окнами. С каждой стороны хора - три прямоугольные капеллы.
Левые окна нефа содержат бесцветные стекла XII столетия:
В 1182 году в Сито особое постановление запретило цветные витражи в монастырях, в связи с чем предписывалось заменить таковые, где они есть, простыми стеклами. Если этот «декрет» не исполнялся, то приор и келарь были обязаны сидеть каждую пятницу на хлебе и воде до тех пор, пока не сделают требуемого.
Как я уже писал выше, в монастырской церкви сохранились ценнейшие сокровища. Начать хочу с "Положения во гроб". Части скульптурной группы были найдены во время археологических раскопок в 1985-м году. Обнаруженные фигуры были идентифицированы как (слева направо): Иосиф Аримафейский (к сожалению, его почти не видно на фотографии), Святая женщина (сохранилась почти полностью), Святой Иоанна Креститель, держащий в правой руки терновый венец Христа, а левой поддерживающий Деву Марию (тела без голов) и Мария Магдалина. Правее расположена голова, которая точно не идентифицирована (либо Никодим, либо Иосиф Аримафейский).
Гробница Святого Этьена из Обазина, известняк, XIII столетие:
Возможно, памятник изготовлен мастерами Иль-де-Франса, работавшими для Святого Людовика, в частности, над гробницами в Сен-Дени.
На монументе мы видим монахов, конверзов, крестьян. После вскрытия гробницы в 1886-м году подлинность реликвий подтвердилась.
Пьета, фреска 1466-го года:
Слева мы видим Деву Марию и донатора, ниже святых Мора, Блеза и Антуана.
Рождественский вертеп:
Шкаф XII века для хранения литургических предметов. Самый старый во Франции.
Деревянные скамьи XVIII столетия:
Во время французской революции церковь монастыря стала приходской. С 1965-го года обитель отдана Мелькитской католической церкви и является действующей. По зданиям аббатства проводятся экскурсии.
В 1895-м году Габриэль Шанель, будущая Коко Шанель, вместе с двумя сестрами была отдана в приют, который располагался как раз в аббатстве Обазин. Она там провела шесть лет своей жизни. Ее будущий логотип был вдохновлен переплетенными C на стеклах церкви.
height=