Несколько дней назад мне посчастливилось побывать в аббатстве Кадуан, который считается жемчужиной долины Дордони. Информации на русском языке об этом великолепном сооружении почти нет, поэтому я решил создать тему и кое-что перевести. Считаю печальным тот факт, что люди, живущие в России, почти ничего не знают о Кадуане, церковь которого представляет собой яркий пример строгой цистерцианской архитектуры, а клуатр - настоящую жемчужину поздней готики.
Итак, аббатство Кадуан было основано 11 июля 1115-го года Жеро де Салем (Géraud de Salles), каноником в Сент-Ави-Сеньор (Saint-Avit-Sénieur) по инициативе Робера д''Арбрисселя, знаменитого основателя
аббатства Фонтевро. В 1118-м году начинается строительство монастырской церкви. 28 октября 1119-го года Анри, аббат
Понтиньи прибыл в Кадуан в сопровождении 12 монахов.
В 1154-м году епископом Перигё состоялось освящение аббатской церкви. Романское здание - трехнефное и четырехпролетное. Фасад массивный, в стиле Сентонжа.
Фасад состоит из трех уровней. На первом уровне находится портал, состоящий из четырех дуг (символ Творения). На втором уровне мы видим три окна, которые символизирует Троицу (в центре Бог Отец, слева Бог Сын, справа - Святой Дух). На третьем уровне - "Глаз Божий".
Церковь имеет интересную особенность в виде трех маленьких круглых окон: одно расположена на западном фасаде, два других - на куполе. В каждый день равноденствия через них проходят солнечные лучи, что символизирует ориентацию церкви на Восток.
Апсида:
Интерьер церкви скромный и мрачный, как и положено цистерцианскому ордену. Пересечение трансепта венчает парусный купол. Хор украшен капителями с традиционным растительным орнаментом, а колонны нефа - более грубоваты.
В церкви встречается настенное граффити:
Речь идет о гербе аббата Пьера де Гень де Линар (Pierre de Gaing de Linards), создателя клуатра и восстановителя аббатства в XV веке после окончания Столетней войны.
В церкви находится статуя Девы Марии XV столетия, произведение неизвестного мастера, возможно, монаха Кадуана. В 1592-м году была разбита, отреставрирована лишь в 1865-м году:
Рождественский вертеп:
Истинным шедевром аббатства является позднеготический клуатр XV-XVI века, который находится на месте более старого, поврежденного англичанами. Строительство проходило в два этапа. Первый датируется последним десятилетием XV века (времена аббата Пьера VI де Геня (1475-1504); были реконструированы восточная галерея, пять из шести пролетов северной и южная. В первой половине XVI века при аббатах Пьера VI и Жеффруа д'Эстиссака (d'Estissac) (1516-1544) работы продолжились в северной и западной галереях.
Южная галерея:
Ворота западной галереи в стиле Ренессанс:
Северная галерея:
Еще одни ворота времен Ренессанса:
Северная галерея клуатра великолепна украшена!
Кающийся грешник и его исповедник:
Два монаха держат открытую книгу (символ учебы и труда):
В северной галереи находится великолепный аббатский трон:
Под декоративной аркой мы видим герб Кадуана, на котором изображена айва (на окситанском cadoun означает cognassier, т.е. айва):
Справа изображены солдаты с туникой Христа, также Христос с крестом и святые женщины, поддерживающие Марию:
Слева мы видим процессию монахов во главе с аббатом Пьером V де Генем (узнаваем по гербу), левее - Магдалину:
Стена северной галереи когда-то была вся покрыта фресками. Сохранилась лишь одна, изображающая сцену Благовещения (первая половина XV века):
Три замковых камня свода северной галереи базируется на теме Страстей: ангелы на курчавых капустных листьях и ангелы, держащие Христа в его покрове.
Королевский портал конца XV столетия. Над ним возвышается герб ордена Святого Михаила в память о короле Людовике XI, который покровительствовал Кадуану. В частности, в 1482-м году король предоставил обители 4000 турских ливров ренты. Герб справа с горностаем Бретани напоминает об Анне Бретонской, а герб слева, к сожалению, исчез.
Романские ворота XII века со следами полихромии:
Три других замковых камня свода северной галереи украшают символы трех евангелистов: орел (Святой Иоанн), Лев (Святой Марк) и Святой Матфей (ангел):
Четыре пророка:
Три других замковых камня свода северной галереи украшает тема сладострастия: Самсон,побеждающий льва; спящий Самсон на коленях у Далилы и Аристотель, на котором сидит куртизанка.
Восточная галерея клуатра:
От романского зала капитула сохранились четыре проёма и двойной вход, выходящий в восточную галерею клуатра. Три столба XV века.
Страшный суд: Христос окружен ангелами-музыкантами:
Ворота Мари-Мадлен. Мы замечаем присутствие декоративной арки с курчавыми капустными листьями и ракушками Святого Жака, напоминающие, что Кадуан являлся местом на пути паломников в Сантьяго-де-Кампостелла. На тимпане изображена Мари-Мадлен, окруженная ангелами.
Ворота Христа датируются временами Ренессанса. Три герба напоминают о королевских привилегиях. Над левым гербом пеликан (символ жертвы) кормит птенцов, а над правым - феникс (символ воскрешения), рождающийся из пепла.
Южная галерея содержит меньше всего украшений.
Ягненок, святой лик, ангел и монах в молитве:
План аббатства:
Ворота Святого Людовика XII века - одни из трех, защищавших территорию аббатства и дошедших до наших дней:
Монастырские постройки XVI и XVII столетий (парлуар, дормиторий, зал для работы, кухни, рефекторий):
Перед аббатством сохранился средневековый крытый рынок:
Во времена революции монахи были изгнаны из Кадуана и больше никогда туда не возвращались.
Возможно между 1201 и 1214 годами аббатство Кадуан стало обладать саваном Христа, который там хранился и привлекал многочисленных паломников. Во время революции саван был спасен мэром Кадуана. Паломничества возобновились и продолжались до 1934-го года. В 1934-м году один историк признал недостоверность реликвии, обнаружив на декоративных орнаментах текст в стиле куфического письма (арабского языка). После расшифровки стало ясно, что ткань изготовлена в эпоху Al-Musta'li, халифа Египта (1094 -1101). Сразу после этого епископ Перигё отменил паломничество.