Беневенто - часть 3. Арка Траяна

Dec 16, 2013 19:17

Оригинал взят у sibeaster в Беневенто - часть 3. Арка Траяна
Арка Траяна, на мой взгляд, самое зрелищное место в Беневенто. Возможно, не всем понравится выискивать могильные плиты на стенах собора; наверно, не всякий будет бродить час по клуатру Санта-Софии, разглядывая колонны и их капители; и уж совершенно точно, что человек бывалый устало улыбнется при взгляде на местный театр. Но вот арка Траяна равнодушным не должна оставить никого.

Но оказавшись перед аркой, не поленитесь осмотреть один из домов слева. Это - один из сюрпризов Беневенто. Так уж получилось, что мы обычно знаем место смерти прославленных святых, но далеко не всегда в голову приходит простая мысль, что и святые были некогда детьми и где-то родились. Так вот Беневенто - родина не только святого Януария, но и любимого мною неаполитанского врача- бессребреника Джузеппе Москати  (http://christusimperat.org/ru/node/12810). Вот его родной дом:




Ну а теперь собственно арка Траяна. Ее воздвигли в 114-117 годах новой эры, чтобы отметить начало новой дороги - виа Траяна, построенной с целью спрямления уже существовавшей дороги Аппиевой (вот здесь https://it.wikipedia.org/wiki/File:Via_Appia_map.jpg розовым цветом показана дорога Траяна, а белым - Аппиева). В Средние века арка сохранилась, превратившись в Золотые ворота (Porta Aurea) - одни из ворот Беневенто. Давно уже не осталось крепостных стен, да и маршрут виа Траяна далеко не всякий нарисует на современной карте, а вот арка Траяна стоит почти целехонька.
Сейчас ее накрыли защитной шапочкой, которая немного лезет в кадр, но зато защищает арку для потомков. Это - "внутренняя" сторона арки, со стороны города


Вот уж не думал, что мне придется когда-нибудь петь хвалы языческому императору, но Италия еще не такому научит. Траян был последним императором-завоевателем: он покорил Дакию (нынешнюю Румынию), которая еще более 100 лет входила в состав империи. Затем он победил извечных врагов Рима - парфян и взял их столицу Ктесифон (примерно в районе нынешнего Багдада). На обратном пути из Ктесифона Траян умер, а его преемник Адриан решил не продолжать изнурительную войну на Востоке и очистил только что завоеванные провинции, так что сегодняшнему Ираку не довелось попасть в "римский мир". Все, кто бывал в Риме, без труда вспомнят колонну Траяна, этакий античный диафильм, рассказывающий о дакийской кампании, и монументальный рынок Траяна; м.б., кто обратил внимание и на его термы, развалины которых прекрасно видны от Колизея. При Траяне впервые письменно зафиксированы гонения на христиан: сохранилась переписка августа с вифинским наместником Плинием Младшим, в которой цезарь предлагает не разыскивать христиан специально, а наказывать лишь тех, кто попался в руки полиции и не пожелал отказаться от своей веры.

Невзирая на гонения на христиан, наши милые средневековые легенды поместили Траяна в рай. Дело было так. Как-то знаменитый папа Григорий Великий (правил в 590-604 годах) шел через Форум и вспомнил историю, как ехавшего куда-то по делам императора остановила некая вдова и пожаловалась на несправедливый приговор, вынесенный ее сыну. Траян, как водится, послал ее куда подальше в соответствующие судебные инстанции, сославшись на свою занятость. Но вдова возразила, заявив, что император по самой своей должности еще и судья, а потому обязан отложить заботы о вселенной ради восстановления справедливости. Удивленный настойчивостью женщины Траян вернулся во дворец, приказал принести ему документы по делу ее сына, убедился в его невиновности и оправдал. Мало ли что вспоминается нам, когда мы гуляем по Риму! Но св. Григорий был не таков: он немедленно возопил к небесам: неужто такой милосердный и справедливый государь горит в аду из-за такой мелочи своего языческого вероисповедания. И получил ответ: блин, ну ты достал! хорошо, Григорий, по твоей просьбе душа Траян специальным курьером перенесена в рай, но это же, блин, настоящая коррупция, и потому более никаких молений о язычниках Я от тебя не принимаю.

Имея столь достоверное свидетельство о спасении души Траяна, я уже без всяких колебаний показываю всем моим читателям, включая почтенных отцов и возлюбленных братьев и сестер, барельефы арки Траяна.
Начинаем с внутренней стороны, то есть из города


Вот тут я и понял, что изучение английского не прошло зря: ведь все понятно, хоть и на латыни написано. "Император, Цезарь, Божественного Нервы сын Нерва Траян, великий Август, Германский, Дакский, Великий Понтифик, 18-кратный Трибун, Император, Консул, Отец Отечества..." и т.д.
Римские боги на Капитолии (слева) и граждане Рима на Бычьем форуме (справа) приветствуют Траяна:




Траяна (в центер) приветствуют ангелы демоны Победы и прочие мерзкие маленькие божества:


Обратите вниманина на фриз: на всем его протяжении нескончаемая процессия ликующих римлян несет в храмыбогов жертвы в честь побед Траяна. К сожалению, фигурки маленькие, расстояние значительное, так что верьте на слово.

Левая часть арки: Траян, получивший известие о кончине приемного отца Нервы, прибывает в Рим (навернху) и председательствует в каком-то итальянском совещании (я не силен в латинских терминах, называется это dilectus italico):




Правая часть арки (мы все еще смотрим внутреннюю сторону арки, если кто-то уже запутался): Траяна приветствуют сенат, римский народ и всадники (наверху) и новое прибытие Траяна (внизу):




Теперь переходим на внешнюю сторону арки (как будто мы только что из Бриндизи прибыли). Опять-таки посвящение Траяну, слева его приветствуют некие провинциальные божества, а справа - ликующие жители провинций:






Левая часть арки: Траян учреждает новую провинцию Дакия (наверху) и участвует в каком-то провинциальном совещании (dilectus provinciale)




Правая часть арки: Траян дарует римское гражданство жителям приграничных колоний (наверху) и принимает клятвы верности от варварских вождей (внизу):




Расшифровка барельефов взята отсюда: https://it.wikipedia.org/wiki/Arco_di_Traiano_%28Benevento%29. В описании барельефов правой части наружной стороны в статье наличествует явная ошибка, которая выявляется при сравнении описаловки с картинкой. М.б, там есть и другие ошибки, так что заранее простите, если что не так: тема-то не совсем моя)))

Для желающих еще больше лучше (в духе Светки из Иванова) погрузиться в волшебный мир барельефов арки предлагается перейти дорогу и заглянуть в бывшую лангобардскую церковь святого Илария (Сант-Иларио).


Путеводитель громко сообщает, чтов  церкви находится интеактивный музей арки Траяна. Вся интерактивность сводится к тому, что на нескольких больших экранах показывают документальный фильм, где каждый фрагмент барельефа показывают крупно, дорисовывают недостающие детальки и объясняют содержание. Помимо очевидных преимуществ, есть и разительные недостатки:
1. Фильм идет без субтитров, все предлагается понять со слуха.
2. Текст - либо итальянский, либо английский. Очевидно, что фильм снимался и озвучивался итальянцами, а потом переозвучивался на английский. Поэтому английский диктор тараторит со скоростью, свойственной итальянцам, когда они калякают на своей ридной мове, то есть со скоростью бешеной. Со слуха мне удалось уловить очень немногое, приходилось многое домысливать интуитивно.
3.  О стульчиках никто не позаботился, так что минут 20 придется провести на ногах.

Надеюсь, что вы читали мой рассказ сидя и ни капельки не устали. На всякий случай здесь мы прервемся, потому что впереди ждут уже лангобардские памятники, которые потребуют от нас духовных усилий и эмоциональных восторгов.

Древний Рим, триумфальные арки, античность, арка, Италия

Previous post Next post
Up