Наличники: происхождение и распространение

Oct 02, 2013 10:11

Оригинал взят у prostomutter в Наличники: происхождение и распространение
Как леприкон, запутавшийся в шнурках, я уже месяц пытаюсь разобраться в культуре наличников:)

К сожалению, изучать деревянные резные наличники, начали только после того, как стало понятно, что "мы их теряем". Сейчас к наличникам существует довольно большой интерес, есть несколько энтузиастов, создавших серьёзные интернет-ресурсы по теме. Есть книги, посвящённые наличникам отдельно взятого города. Но нет такой публикации, из которой можно было бы узнать о наличниках всё. Это статья -- шпоргалка со ссылками в помощь тем кто попытается самостоятельно разобраться в этой теме.

Для того, чтобы научиться воспринимать и "читать" наличники нужно знать ответы на 2 вопроса:

1. К какому виду и разделу искусства относятся наличники? Нельзя каменное зодчество описывать в терминах батальной живописи. У наличников как явления искусства, должны были сложиться особые каноны и изобразительный язык.
2. Какую этно-культурную информацию содержат наличники, что на них изображено? Какие элементы наличников являются старинными, традиционными, а какие -- дизайнерским новоделом?

Искусство или не искусство?
Функционально-технологическое определение наличника понятно. Это - декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой - резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Является ли наличник объектом искусства?

Главным критерием искусства почти все энциклопедии считают пресловутую "общественную значимость", "коллективное переживание". Об этом говорит Википедия: "иску́cство -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей)". Наличники, очевидно, полностью соответствуют этому критерию. Они ПОПУЛЯРНЫ.

Искусство всегда подразумевает творчество, т. е., креатив, инновации. В наличники -- это воплощение творческого процесса. Вряд ли возможно найти два одинаковых резных наличника. Они КРЕАТИВНЫ.

Искусство подразумевает некоторую сложность, технологичность. Материал не должен определять содержание искусства, художник должен им "владеть". Этот технологический аспект сформулирован в БСЭ: "слово искусство относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле". Это -- именно как раз о наличниках:) Они ВИРТУОЗНЫ.

Искусство делится на виды, роды, жанры. Место наличников в иерархии искусств такое. Пластическое искусство -- декоративно-прикладное искусство -- резьба по дереву -- домовая резьба -- резной наличник.

География
Первая особенность, которая может помочь в понимании проблемы, состоит в том, что наличники -- это явление именно русское. Как пишет И. Хафизов, территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы - то есть на вторую половину XIX века.

Польские, германские шведские наличники "не гуглятся". А если чего-то нет в интернете, то этого нет в природе:)
В Беларуси наличники на первый взгляд точно такие же, как в России. Но тезиса о русском происхождении наличника это не отменяет.

На Украине ситуация иная. Украинские крестьянские хаты украшались "нарисованными" наличниками. По технологии строительства хат-мазанок никаких щелей между стеной и оконной коробкой, которые прикрываются деревянными наличниками, тут быть вовсе не должно.

Финские наличники существуют, но они не резные.

Типичный наличник
Как выглядит типичный русский наличник? Типичный, значит стандартный, обычный. Ответ на вопрос, является ли форма или элемент "обычным," можно получить только посчитав частоту встречаемости искомого элемента. Чтобы "поверить алгебру гармонией" я выделила в наличниках три заметных элемента, придающих ему форму. Это парные "башенки" вверху карниза самого разного вида. Выступающие части, как бы поддерживающие карниз по бокам, которые любители наличников называют их "ушки". И парные выступы на нижнем карнизе, которые либо никак не называют. Встречаются названия "нижние концы вертикальных досок", "вертикальные тяги", но эти термины не общеупотребимы. Для краткости, буду называть их "ножки". Все три элемента присутствуют на этом наличнике, хотя, в несколько потрёпанном виде (не хотелось брать чужое фото)


Формальный статистический анализ был проведён на материале трёх конкурирующих ресурсов Виртуальный музей резных наличников, Сводный каталог "Наличники России и домовая резьба" и Сообщество "Наличники России". Статистика требует повторности, поэтому здесь приведены только те области, по котроым есть фото 30-130 наличников. Затем данные по 2-м ресурсам для каждой области (а для Нижегородской области -- по 3-м) объединялись и вычислялось средние значения и 95% доверительные интервалы к ним.
Так получилась вполне репрезентативная общероссийская картина



В среднем по России наличников, у которых есть:

"Ножки"
-- 75±4%

"Ушки" --
39±10%

"Башенки"
--21±7%

Самым характерным элементом русских наличников оказались нижние выступы, которые даже не имеют своего специального названия. Если кто-то сфотографирует 10 случайных наличников, то 7-8 из них будут иметь "ножки" (вероятность -- 75%). Каждый 2-3-й наличник будет с "ушками" (вероятность -- 40%), и только 1 из 5 окажется с "башенками" (вероятность -- 20%). Все три элемента на одном наличнике можно увидеть довольно редко.

Происхождение

Слово «окно» - в русских летописях оно упоминается в XI в. В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до 1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.

Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна. В XIV вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски.



Волоковое окно. По М.В. Красовскому

Волоковые окна постепенно стали заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату. Оба типа окон могли сочетаться на одном фасаде




Красное и волоковые окна
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного проема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.


Косящатое окно XVII в. Из деревни Таборы. Урал.

Другой вид окна - колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками - наличниками.

В России резьба по дереву -- резное дело -- существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Образец этой древней резьбы в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей - царское место в Успенском соборе (1551 г.).

Примерно 150 лет назад, появилась и быстро распространилась прорезная резьба (сквозная, пропильная). Она была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.

Художественные стили в наличниках
Московское барокко. Иллюстрацией наличников  в русско-византийском стиле могут служить наличники Богоявленской церкови была в Соликамске (1687-1695 гг). Они оформлены фигурными колонками и увенчаны килевидными многоступенчатыми кокошниками.





Каменный килевидный наличник Троицкого собора в Соликамске (1684-1697)

Скорее всего, именно из каменное церковное зодчество положило было предшественником круглых и дуговидных наличников и рам с скруглённым верхом. Что совершенно логично: круглую форму имеет небесный свод, а вслед за ним своды, купола, закомары, оконные проёмы. Хотя оконные рамы с закруглённым верхом сложны в изготовлении, в русских деревянных домах встречаются они довольно часто.



Круглый верх оконной рамы. Талдом.


Наличник из галичского музея

Наличники окон Каменного Крестовоздвиженского собора в Соликамске (1698 г.) украшены крупными спиральными, наклонными друг к другу «волютами», над которыми помещены небольшие парные завитки, схожие с коронами.


Скорее всего, именно таким "пафосным" наличникам в стиле барокко обязаны своим появлением наличники с волютами, которые даже выделяют в отдельный тип.


http://nalichnik-ru.livejournal.com/456478.html
Классицизм. Наиболее характерные свойства классицизма -- простота и благородство, присутствуют в искусстве наличников, но анализировать эти особенности трудно:) Наиболее яркой деталью классической архитектуры является треугольный фронтон. По-видимому, наличники с треугольными карнизами появились именно под влиянием классицизма. Хотя есть мнение, что "Верхняя часть наличника - очелье - имеет треугольную форму, чем напоминает полотенце, подвешенное за середину."
Благодаря классицизму на наличниках появились "сухарики" и "каблучки".
«Ордерные сухарики» (дентикулы) - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. На наличнике из Галичского р-на они выглядят так


Каблучёк -- это архитектурный профиль, содержащий выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху. Вот этот очень лаконичный наличник из Галича имеет только карниз, который держится на кронштейнах именно этого профиля.


Сами кронштейны, которые придают наличникам объём "3D" -- также взяты из архитектуры классицизма.


Псевдорусский стиль. После увлечения классицизмом во второй половине XIX века в образованом обществе сформировался интерес к русской культуре. Творчество Ивана Николаевича Ропета (Петрова) (1845 - 1908), которого только ленивый не ругает за "ропетовский" псевдорусский стиль, на мой взгляд, большого влияния на искусство наличника не оказал. Вычурные наличники-теремки встречаются очень редко


http://nalichniki.com/ryazanskie-reznye-nalichniki/

Модерн в декоре домов проявился в украшении подзора в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов. Этот стиль появился в последней декаде XIX - начале XX века

Элементы наличниковТрёхлепестковый росток крин встречается не только на наличниках. Я их каждый день вижу на ковре и линолиуме:) Предполагают, что этот элемент орнамента ближневосточного происхождения, попал к нам из Европы и Византии





Украшение наличника в виде ростка-крина. Талдом.


Я попыталась найти его в орнаментах Византии, Ирана, арабских стран. Но ничего не получилось. Зато нашлось кое-что поинтересней -- скифские орнаменты. Думаю, этот растительный узор на скивском ковре из Пазырлыкского кургана и есть ближайший родственник крину с предыдущего фото. Они даже обрезаны одинаково:)


http://ornament-i-stil.livejournal.com/33643.htmlТаким образом, крин может оказаться вовсе не крином, а самым настоящим элементом руско-скифского орнамента. К тому же, относящимся к животной (зооморфной) тематике. Скифский орнамент из того же Пазырлыкского кургана (татуировка)

"Смеющийся лев" -- резьба на фасаде Дмитровского собора во Владимире (XII век)

Материала ещё столько же, в ЖЖ редактировать сложно, постепенно статью допишу.

орнамент, окна

Previous post Next post
Up