Москва, Армянский пер. д. 3-5 С1, 1А

Apr 14, 2013 18:05

Владение №3  триста лет  назад было небольшой усадьбой - здесь сохранились каменные палаты конца XVII века, получившие название: "палаты бояр Милославских" (вполне возможно, что эта территория в XVII веке входила в обширную усадьбу Милославских). В   1701 г. палаты принадлежали стольнику царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича - И. И. Протопопову.




Эти каменные двухэтажные палаты расположены в глубине двора и входят в число древних, сохранившихся памятников Белого города как образец гражданской застройки Москвы XVII века. Первоначальный двухэтажный объем палат имеет ассиметричную композицию с выступающим ризалитом на западном фасаде.




Нижний, подклетный этаж состоит из четырех изолированных сводчатых хозяйствнных помещений с кирпичными полами и и белокаменными стенами.




Парадный второй этаж состоит из анфилады покоев, перекрытых высокими сомкнутыми сводами без распалубок.




На второй этаж вели два крыльца с восточной стороны: каменное и деревянное. Памятник отличает простота фасадов с гладкими лопатками и скромными наличниками из тесанного кирпича. Интересны строительные приемы, ставшие характерными к началу XVIII века - плоские перемычки в окнах второго этажа.




Западный фасад оживляется выступом, пристроенным в 1800 году и предназначенным для внутренней лестницы. Возможно, что кроме двух каменных этажей был и третий - деревянный, куда вела внутристенная лестница, идущая сейчас на чердак. Лестница хорошо видна на плане второго этажа.





Фрагмент интерьера

Иван Протопопов стал родоначальником этого дворянского рода, получив за усердие в службах в 1696 году поместья, и суммы, на которые и были выстроены палаты. Протопоповы - русский дворянский род, происходивший, по древним родословцам, от выехавшего «из немец» некоего Галцеского, крестившегося под именем Александра. Его потомки по воле великого князя стали именоваться Александровыми-Протопоповыми. Можайские дети боярские, Юрий и Иван Ивановичи Протопоповы, записаны в Тысячной книге лучших дворян и детей боярских уже в 1550 году и были испомещены землями в Московском уезде. Елизарий Юрьевич Протопопов в 1577 был воеводой «плавной судовой рати» (руководителем первого русского флота) и погиб при разгроме русского войска у крепости Венден в том же 1577 году. Его сын, Василий Елизарович в 1616 году был воеводой в Брянске. Многие представители фамилии Протопоповых служили в XVII веке головами, стольниками и воеводами,  до 1917 года были военными.




Про самого стольника И.И. Протопопова, я нашла только небольшое сообщение: о строительстве в селе Спасское (сейчас - это Ивановская область) на высоком берегу реки Шохонки в 1682 году кирпичной церкви Спаса Нерукотворного образа, на средства владельца села, стольника И.И. Протопопова костромскими мастерами, но тот ли это Протопопов, я точно не знаю.




Стольник - - старинный дворцовый чин. Первоначальное назначение стольника было служить за столом государя, подавать ему блюда и наливать напитки в чаши. Стольники встречаются в летописных известиях, начиная с первых годов XIII стол. Уже тогда они присутствовали при приеме послов, были посредниками при переговорах князя с боярами и другими важными лицами. За столом московских государей стольники служили только в торжественных случаях, в праздники и при приеме послов. Возлагаемые на них при этом обязанности были весьма разнообразны. Стольники должны были в "столы сказывать", т. е. приглашать почетных гостей к столу, "отпускать есть и пить", наблюдая за общим порядком стола, наливая напитки и подавая блюда; был особый стольник, "отпускавший есть" с особого "поставца" почетному гостю, особый для "наряжения" вин.



На рисунке изображен прием посланников римского императора Леопольда I русским царем Алексеем Михайловичем. 24 апреля 1662. Рисунок и извлечение из сочинения А. Мейерберга «Путешествие в Московию…». XVII в. Номерами обозначены: 1) русский царь Алексей Михайлович; 8) Комнатные стольники. Налево от царя стольники держат богато украшенные сосуды с угощением.

Придворная служба стольников не была для них главной . Старшие стольники обыкновенно рассылались по воеводствам, а младшие несли военную службу в полку государевом и по городам при воеводах. Кроме того, стольники назначались в приказы и посылались во всякие посылки - по судебным делам, для осмотра служилых людей. В стольниках служили лица самых лучших фамилий: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Трубецкие, Репнины, Урусовы, Морозовы, Шереметевы.



Васнецов Аполлинарий Михайлович «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке.» 1926

В начале XVIII века владение перешло к сыновьям И.И. Протопопова: Илье и Александру и до 1782 год оно находилось в их семье. Сын Ильи Алексей Ильич (1713-1781) был капитаном-поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. В 1783 г., вскоре после смерти капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Алексея Ильича Протопопова, палаты покупает капитан лейб-гвардии Преображенского полка Алексей Николаевич Щепотьев.




В начале XIX века хозяином дома становится Еким Лазарев (о нм я рассказывала здесь ( http://vittasim.livejournal.com/84353.html) , который в 1809 году уступил здание Армянской Крестовоздвиженской церкви, построенной на средства его семьи и в палатах разместился церковный Касперовский приют-интернат для бедных детей, которые приезжали в Москву учиться ремеслам. Содержался приют за счёт семей генерала Касперова (Гаспаряна), Лорис-Меликовых, Деляновых (Даланян), Лазаревых (Газарян). После получения образования подростки возвращались на родину - в Крым, Закавказье, Поволжье.







На территории этого владения в начале ХХ века был устроен дровяной склад. В 1920-х годах помещения древних палат использовали под частные мастерские: платочно-набивочное заведение "Энергия", литография А. Иванова по производству карамельной бумаги и лубочных картинок, в которой работали 18 человек.







В советское время в дом Протопоповых поселили несколько десятков семей, разделив все помещения (в том числе и на втором этаже) на небольшие клетушки и образовав таким образом коммунальные квартиры. Каждая въезжающая семья стелила на кирпичный пол свой слой линолеума, а на стены - обои. В 1970‑е годы после расселения жильцов здание арендовало под музей предприятие «Мосгорсвет», началось проведение реставрационных работ.
В 1984 году в палатах открылся музей "Огни Москвы".






В древних стенах разместилась экспозиция, которая знакомит посетителей с историей уличного освещения Москвы. Здесь представлены самые разнообразные источники света: светец, масляные лампы, современные электрические фонари, старинные - масляный, керосиновый, газовый фонари, а также большое количество фотографий с видами столицы.













К дому примыкает строение №5. Арка и переход дома 3-5 стр. 1А (они хорошо видны на рисунке) были достроены в конце XVIII-начале XIX веков.









В. Парошин «Старая арка»

Владельцем участка, на котором был построен дом №3-5, примыкающий к палатам Протопопова, в 1733-1735 был Федор Лукич Мыльников, московский купец 1-й гильдии. Мыльников входил в состав "кумпанейства" «Штофных и прочих шелковых парчей мануфактура»- шелковой фабрики, существовавшей на старом Посольском дворе в 1721-1725 годах Интересно, что среди управляющих  был Игнатий Шериман, владелец участка, на котором был построен Лазоревский институт.( http://vittasim.livejournal.com/84353.html). . В 1725 году содружество распалось. Мыльников получил свою долю капитала и оборудования фабрики: часть его фабрики осталась на Посольском дворе, а другую часть он разместил в своем домовладении, где производил шелковые ткани и нити. Так как известно, что его домовладение, в 1733-1735 годах расположенное на территории будущего Армянского переулка, позже приобрел все тот же Шериман, то не исключено, что часть этого домовладения находилась на территории будущего Лазоревского института.




После смерти Федора Лукича в 1735 году владение перешло к его сыну Семену Федоровичу. С 1748 по 1776 год оно принадлежит Федору Петровичу Калушкину (1712 - после 1770), который в 1733 году был секретарем Московской ратуши. Здесь он жил с женой и дочерьми Натальей и Дарьей.




В 1780-х гг. участок приобрели Лазаревы и по челобитной ювелира Ивана Лазарева в 1770 г. Екатерина II дозволила выстроить армянские церкви в Санкт-Петербурге и Москве, "на таком основании, как и Католические церкви состоят". По одним сведениям, армянская Крестовоздвиженская церковь или Сурб хач (Святой крест) была построена в 1779 г., а по другим - в 1781 г. Авторство ее проекта приписывается Юрию Матвеевичу (Георгию Фридриховичу) Фельтену, но среди его чертежей этой церкви нет. В 1820-х годах церковь перестраивал крепостной архитектор И. М. Простаков. Тогда же скульптурные работы в церкви были выполнены известным скульптором Иваном Витали. В 1858 году церковь перестраивал архитектор Дмитрий Андреевич Корицкий (1823-1880). Считалось, что армянские церкви (они в официальных документах даже не назывались "церквами", а "кирками", как и лютеранские) не могут использовать колокольный звон. Только в 1866 г. было позволено выстроить колокольню по проекту петербургского архитектора В. И. Собольщикова.



Фото 1883 г. из альбома Н.А. Найденова

Крестовоздвиженская церковь, построенная в лучших традициях классицизма, по красоте не уступала петербургской церкви святой Екатерины, возведенной на Невском проспекте рядом с домом Лазарева.




В 1939 году армянская Крестовоздвиженская церковь была снесена, и на ее месте построили школу.




Предполагают, что одновременно Фельтен построил и дома-близнецы, переданные Лазаревыми для нужд храма. В этих домах проживали служители церкви и сотрудники, преподававшие в Лазаревском институте.

.

Левое строение имеет адрес Армянский, 3/5, а правое - Армянский, 5

Юрий Матвеевич Фельтен всю жизнь работал в Петербурге и там его имя связано с Зимним дворцом, Эрмитажем,  Летним садом. В Москве он оставил нам симпатичные дома-близнецы с маленьким двориком.







Здания не отличались излишним изяществом и пышным декором отделки фасадов. Это были простые двухэтажные строения, оштукатуренные и побеленные известью.







Сейчас в здании 3-5 С1А располагается Центр Традиционного Акушерства и семейной медицины.







Флигели армянской Крестовоздвиженской церкви не пострадали во время пожара 1812 года. пилоны ворот были достроены в конце XVIII-начале XIX вв.




Еще про Армянский переулок можно прочитать здесь:
http://vittasim.livejournal.com/86089.html
http://vittasim.livejournal.com/86326.html
http://vittasim.livejournal.com/84353.html

«Памятники архитектуры Москвы. Белый город». Под. ред. Г.В. Макаревича. Москва. «Искусство» 1989г.
http://www.oldmos.ru/photo/view/19159
http://imgsrc.ru/arisha/a234102.html
http://oumnique.livejournal.com/305723.html
http://sobory.ru/article/?object=00946
http://www.e-torgi.ru/interactive/MT_09_2011/files/assets/basic-html/page232.html
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14315
http://www.hrono.ru/geneal/dvoryane/index.php
http://viol.narod.ru/history_ros/moskvoved_92004_32007.htm
http://www.mmsk.ru/notes/note/?id=45139
http://www.nkj.ru/archive/articles/1466/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-529568.html?page=2

планы и схемы, Россия, XVII в., Москва, XIX в.

Previous post Next post
Up