КЕДЛСТОН: эталонный Adam style

Feb 28, 2013 19:20

Оригинал взят у av4 в КЕДЛСТОН: эталонный Adam style
Кедлстон-холл важный памятник не только для англичан и не только тема для разговора о европейском неоклассицизме. Для русских он ценен как прямой предшественник любимого всеми Павловска и чистейший образец того стиля, которым восхищался начинающий Чарлз Камерон и который он в 1779 году привез в екатерининский Петербург. Кедлстон - одна из самых тонких и элегантных английских усадеб, эталон вкуса просвещенной аристократии, боготворившей античность. Это ученое искусство, для умеющих читать текст аллюзий и опознавать прямые цитаты из освященных модой первоисточников.






Кедлстон-холл (Kedlestonmso-bidi-language:AR-SA"> hall) в графстве Дербишир строился для семейства Керзонов, которым принадлежал до недавнего времени. Сейчас усадьба находится в управлении Национального фонда объектов исторического интереса либо природной красоты (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), иначе называемого Национальным трастом. Строился дворец в 1759-1765 гг., а интерьеры отделывались еще и в 1770-х. Первоначальный проект был разработан Джеймсом Пэйном, затем подключился ставший вскоре очень модным и очень востребованным Роберт АДАМ (1728-1792).

Главный фасад в основном пэйновский, Адаму принадлежит парковый фасад, отделка помещений и сооружения в парке. Красивый планировочный замысел дома с четырьями дуговыми крыльями так и остался на чертежах. Два крыла в сторону парка не построили, благодаря чему сохранилась старая готическая капелла. Ее предполагали перестроить, включив в одно из четырех симметричных крыльев. Сама идея композиции и главного фасада воспринята от Палладио, от его сразу нескольких вилл, но особенно от виллы Мочениго. Так что замысел уже был рассчитан на продвинутого пользователя, знающего об идеальном первоисточнике.



Роберт Адам



Проект Кедлстона Джеймса Пэйна



План, который не состоялся. Серым показаны непостроенные части.



Палладио. Вилла Мочениго. Источник композиции Кедлстона.



Верхний фасад уже принадлежит Роберту Адаму. Кстати, только на чертежах можно увидеть, что боковые крылья Адам предлагал решить иначе, чем у Пейна. Но оба они построены не были.

Адам дополнил палладианскую тему непосредственно римской, что было весьма авангардно на тот момент. Англичане тогда только-только открывали для себя и остальной Европы конкретику античных форм, обмеряя, зарисовывая и издавая их в виде солидных фолиантов. Сам Адам преуспел в этом деле, выпустив в 1764 году обмеры дворца Диоклетиана в Сплите. После чего стал сразу одним из законодателей новой моды. Античность хотели воскрешать буквально, в пропорциях и деталях, мечтали достичь ее фактурного качества. Поэтому вполне ожидаемо, что в Кедлстоне Адам предложил заказчику античную инсталляцию - триумфальную арку Константина, словно перенесенную из Рима. Арка просто была вмонтирована в центр паркового фасада.



Арка Константина. Рим, 4 в.



Арка на фасаде Кедлстона. Кстати, Адам дополнил фасад-арку красиво изогнутой и фактически барочной по эффекту лестницей. Англичане вообще любили порой вводить в строгие классические формулы что-нибудь причудливое, из барочной динамики. Еще со времен Кристофера Рена и особенно Ванбру. Кстати, похожую лестницу Камерон сделает в Царском Селе, в термах, а точнее, галерее, названной его именем - Камероновой.



Дворец стоит посреди большой парковой территории с открытыми лужайками и рассыпанными по ним белыми овцами. Типичная картина английского поместья. Дворец демонстрирует все главные характеристики английской аристократической усадьбы века Просвещения. Тут и симметрия с главенством центрального здания, и центрирование его портиком с одной стороны и куполом с другой, и семейная усыпальница по одну сторону, и идиллические ландшафты вокруг. Ну и конечно утонченная роскошь с художественными раритетами внутри.

Достойный пример для подражания и готовый рецепт для экспорта. Так что в этом смысле все русские усадьбы такого типа восходят к Кедлстону и похожим на него английским усадьбам. К середине 1760-х, когда в России была высочайше введена мода на классику, он как раз был последним писком архитектурной моды. Англомания в Россию основательно проникла в конце 1770-х, вместе с приездом двух главных ее выразителей, Кваренги и Камерона. Камерон же привез в Россию готовый стиль Адамов (Adam style), который дополнил собственным опытом приобщения к античности. Вот как-то так в общих чертах, к вопросу о важности Кедлстона для русско-английских культурных параллелей и взаимосвязей.





Вот только овцы в русский усадебный пейзаж так и не вписались. Все попытки разводить их в поместьях особо рьяных англоманов большого успеха не имели. Чаще селили косулей и оленей, да и сними мороки было много. Опять же, русский барин относился к этому как к модной прихоти, а не как к одному из источников своего дохода. Какая польза от овец, если под рукой всегда есть крепостные крестьяне.



Кстати, фасад Пэйна отозвался эхом в еще более далекой, чем Россия, Индии. Дворец индийских вице-королей в Калькутте был построен по образу и подобию Кедлстона. Так захотел лорд Керзон, владелец Кедлстона и по совместительству вице-король Индии. Тот самый лорд Керзон, уже из начала ХХ века.



























В основе планировки любого уважающего себя английского дома - просторный холл. Часто и зал, и вестибюль, и лестница одновременно. У Адама холл решен как коринфский храм-периптер, вмонтированный в сердцевину дворца. Опять античные миражи, вслед за аркой на фасаде. Кстати, такой тип холла-храма не Адамом придуман. Он впервые опробован еще Уильямом Кентом в Холкэм-холле в 1730-е. Что-то похожее в интерьерах будут делать Камерон и Бренна в Павловске.



Холл Кедлстона



Типичный изыск стиля Адамов. Роберт работал вместе с братом Джеймсом, отсюда и термин во множественном числе. Много легкой и тонкой деталировки. Изящное украшательство рококо, переведенное на язык античных форм и сюжетов. Вообще от рокайля у Адамов позаимствовано очень многое, только не все и не сразу это видят.







А вот здесь узнаются характерные ходы Камерона в интерьерах Царского Села и Павловска. Камерону было у кого это все подсмотреть на родине.

На оси холла под куполом находится второе узловое помещение - салон или круглый зал. Это вмонтированный внутрь здания Пантеон или что-то обобщенное на тему ротондального античного храма. Тоже храмоподобный зал, вместилище муз. Адам воспроизвел здесь римский кессонированный купол и ниши с как бы погребальными урнами.









Стиль Адамов по сути еще и дизайнерский, предполагает единство решений в большом и малом. Адамом спроектировано все - от фасадов и конструкций до дверной ручки. Мебель заказывалась близкому по манере Томасу Чиппендейлу.



Есть комнаты и более затейливые, где рококо еще совсем живо. На падуге потолка почти завитки Ринальди, хотя это тоже  Адамы.





А вот эта занимательная штука совсем не из медицинского арсенала, это кресло для удобного чтения.






Супружеская чета Керзонов. Не кто-нибудь, а Гейнсборо.

В спальне роскошный пальмовый балдахин над кроватью. Тоже времени Адама, хотя мы бы сказали, что рококо. К вопросу об условности стилевых границ. Эпоха вмещала и соединяла одно с другим.







И тут же в столовой геометрическая строгость помпейского декора. Опять вспоминается наш (хотя какой он наш, он тоже их) Камерон.





Там же в столовой висит щедрый на фактуру съедобной плоти Снейдерс





Поскольку флигель с усыпальницей так и не был построен, продолжили использовать по назначению старую готическую капеллу. Внутри и вокруг полно могил Керзонов и их слуг.





Среди довольно типичных монументов запоминается один, посередине, уже эпохи модерна.







Парк Кедлстона, судя по сравнению с картинами XVIII века, изменился не сильно. Его разбивали с 1756 года, постоянно чем-то дополняя.



Здесь во всей красе видна любимая для англичан парковая затея - А-ХА или ХА-ХА. Эта штука заменяет собой забор или иную видимую и портящую ландшафт ограду. Англичане еще с конца XVII века считали, что "забор - тюрьма для глаза", потому придумали делать ров с одной отвесной стеной и плавным выравниванием поверхности на противоположной внешней стороне. Снаружи запрыгнуть на высоту 2 метров практически нереально. А-ха устраивалась не столько для непрошенных людей, сколько для непрошенных зверей. Овцы и олени спокойно украшали видовые панорамы парка, но близко к дому подойти не могли.







На подъезде сохранился мост Адама, спроектированный им на основе римских и палладианских источников.






XVIII в., дворцы, +Роберт Адам, классицизм, неоклассицизм, Великобритания, английский стиль

Previous post Next post
Up