Оригинал взят у
sibeaster в
Неаполитанский собор (начало). Баптистерий Сан-Джованни Очень часто осмотр исторической части города рекомендуется начинать с кафедрального собора. Как водится, перед собором находится главная площадь, на которой кипит жизнь, а сам собор является архитектурным шедевром.
Но мы-то с тобой, читатель, в Неаполе - здесь все по-другому. Сказать по правде, из всех осмотренных неаполитанских церквей собор произвел наименьшее впечатление, возможно, это - следствие обманутых надежд. Во-первых, никакой площади нет и в помине: собор метров на десять отступает от красной линии виа Дуомо, так что говорить о площади не стоит. Во-вторых, все впечатления от архитектуры собора можно выразить одним словом - он БОЛЬШОЙ. Собор столько раз перестраивали в ногу со временем, что в итоге получилась неудачная эклектика.
Но это не значит, что смотреть здесь нечего. Просто нужно вычленять интересные детали, а мимо всего остального проходить быстрым шагом.
Собор стоит на одноименной улице (via Duomo), на отрезке между двумя Декуманами (среденй - via Tribunale и северной, имеющей на своем протяжении несколько названий). От Сан-Джованни-а-Карбонара можно дойти, перебежав через набитую автомобилями виа Карбонара и пройдя затем по спокойной via Luigi Settembrini. На последней можно увидеть роскошную барочную церковь Санта-Мария-Доннареджина-Нуова, в которой находится епархиальный музей. Последнее время я стал недолюбливать клерикальные музеи, на мой взгляд, брать деньги за осмотр реликвариев и потиров как-то нехорошо. Поэтому музей я все эти годы игнорировал, но если кто-то желает поглядеть, вот их сайт:
http://www.museodiocesanonapoli.com Теперь собственно о соборе. Фасад из-за отсутствия площади перед ним плохо фотографируется, вот так как-то:
Только не обманывайтесь: этой готике от силы 100 лет, это, так сказать, nuovissima gotica))). По идее собор и должен быть готическим, потому что его центральную часть стоили при Карле II Хромом (о нем здесь:
http://sibeaster.livejournal.com/48829.html), но, видать, фасад несколько раз перестраивали по требованиям капризной моды. В XIX веке мода на готику вернулась, и результат перед Вами. Справа от главного входа находится вход в музей Tesoro di San Gennaro - еще одно крупное разочарование, причем достаточно дорогое (8 евро - цена приличной картинной галереи), но об этом в следующий раз.
Войдя в собор, Вы увидите огромный уходящий во тьму главный неф. Тьма - это не фигура речи, а правда истории: ни разу не видел неф нормально освещенным. Так что на фотографии, взятой из Вики, запечатлен какой-то необычайный момент, когда иллюминацию включили:
Но классическими тремя нефами с апсидами собор не ограничивается. Чуть пройдя по левой стене Вы обнаружите проем, ведущий в ...прежний кафедральный собор. До Карла Хромого неаполитанский собор располагался вдоль, а не поперек виа Дуомо, и представлял собой классическую пятинефную базилику IV века. Этот прежний собор именуется Санта-Реститута. Постройка нового собора превратило собор прежний в заурядную боковую капеллу, хоть и огромного размера. "Задняя" часть Санта-Реституты была отрезана от основной и стала частью нового собора, потом крайние нефы были поделены стеночками на отдельные капеллы. В результате в нынешней Санта-Реституте очень трудно опознать раннехристианскую базилику: она стала непропорционально широкой, а боковые капеллы начисто мешают "увидеть" прежние нефы. Впрочем, смотрите сами:
Барочные росписи покрыли стены Санта-Реституты, и лишь в двух местах можно увидеть следы прежнего кафедрального собора.
Во-первых, под фреской в апсиде удалось обнаружить лик Спасителя, чудом сохранившийся с IV века. С него смыли последующие слои штукатурки, и теперь Он строго сомтрит на посетителей, окруженный легкомылсенными барочными пупсиками ангелами.
Во-вторых, в одной из боковых капелл слева - Мадонна-дель-Принчипио - можно увидеть мозаику XIII века:
Богородице предстоят святая Реститута и святой Януарий. О Януарии расскажу подробно в следующий раз, а вот с Реститутой дело обстояло так. Ее пытали, терзали, рвали, а затем посадили в лодку, набитую легковоспламеняющимися веществами, подожгли и отправили в море. Лодка проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья и так и не сгорела; местная христианка Луцина нашла лодку и нетронутое огнем и тлением тело мученицы; мощи были погребены на Искье, а затем перенесены в Неаполь. Так гласит легенда. По всей видимости почитание африканской мученицы было принесено в Неаполь православными, бежавшими от преследований вандалов-ариан (так в Неаполь попал епископ Гаудиоз, катакомбы его имени нам предстоит осмотреть).
Я бы ни за что не повел Вас в Санта-Реституту, если бы отсюда не было бы волшебной дверцы, ведущей в баптистерий. Вот баптистерий пропустить нельзя ни в коем случае, потому что он - один из древнейших из сохранившихся в Западной Европе. Есть еще прославленные равеннские баптистерии (арианский и православный), а также латеранский баптистерий в Риме, но неаполитанцы уверенно счиатют свой самым древним (о баптистериях полезно почитать хотя бы здесь:
http://www.pravenc.ru/text/77506.html). Известно, что баптистерий в Неаполе существовал при епископе Севере (363-412), далее есть сведения, что баптистерий строил епископ Сотер в 465 году, а поскольку в одном городе навряд ли было две крещальни, предполагается, что речь идет об одном и том же сооружении.
Вход в баптистерий справа от главного алтаря Санта-Реституты, билетик стоит 1,5 евро и продается в одной из капелл справа (служитель не любит сидеть на рабочем месте, придется походить вокруг со скучающим видом, тогда он появится откуда-нибудь). Фотографировать запрещено (официально), но поскольку посетителей никто не сопровождает, на запрет можно плюнуть (только не плюйте к купель - неловко как-то). Мозаики сохранились фрагментарно; очень смешно читать описание, в котором, к примеру, написано: "сохранилась только нога персонажа, предположительно представлена сцена Крещения Господня). Что смог запечатлеть, то показываю:
1. Купол:
2. Люнеты:
Кто меня читает, тот несомненно знает (о, получились стихи! Я поэт, зовусь Незнайка), что овцы - очень распространенное буквальное изображение притчи о добром Пастыре (Ин. 10:1-21), а олени - отсылка к Пс. 41:2-3.
3. Нижний ярус. Апостолы (так считает местный путеводитель) или мученики (мнение нашей ПЭ):
4. Верхний ярус.
а) Иисус (Его не видно) и самарянка (с выпученными глазами) - слева. Чудо в Кане - справа
б) Traditio legis - распространенный сюжет: Христос передает апостолам свитки закона
в) Чудесный улов рыбы (Ин. 21):
Есть еще символы евангелистов, а все остальное не пощадило беспощадное время и такие же беспощадные средневековые реставраторы.
Вот здесь мы прервемся. В следующий раз я постараюсь познакомить Вас со святым Януарием - покровителем Неаполя и показать Вам in situ его реликвии. Если Вы любите чудеса, то не отключайтесь.
Здесь мозаики
http://antik-mosaik.livejournal.com/7267.htmlhttp://it.wikipedia.org/wiki/Battistero_di_San_Giovanni_ad_Fontes