Оригинал взят у
vita_colorata в
Айя София ( продолжение) Совершенно непонятным образом держится это воздушное строение - как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба.
Прокопий Кесарийский
Итак, базилика , построенная при Константине, расширялась при императоре Константине II, между 351 и 360 годами, но погибла 20 июня 404 года в огне пожара во время беспорядков устроенных сторонниками Св. Иоанна Златоуста. В 415 году храм отстраивается и освящается заново.
Однако в январе 532 года в Константинополе случается бунт “Ника” . Начинается он с противостояния фанатов , только не футбольных, как сейчас, а тех, кто болел на соревнованиях колесниц. Страсти кипели не меньшие, если не большие, потому что «синие и зеленые» были двумя кланами из богатых семейств и политических партий Константинополя, а раздор «после матча» как-то быстро перерос в выражение недовольства властями, в ходе чего было много чего снесено под горячую руку, в том числе и злополучный храм.
Тысячи бунтовщиков выступили против высоких налогов и императора Юстиниана, который был молод и правил пять лет. Однако Юстиниан был амбициозен, мечтал о славе Византии и повернул обстоятельства в свою сторону. Нерон специально поджег Рим, чтобы перестроить по своему желанию, Юстиниан воспользовался случаем. Нет ничего более лучшего, чем занять свободные руки и головы безработных бунтующих масс большой стройкой. Строительство началось 23 февраля 532 года под руководством двух зодчих и ученых : Анфимия Траллского и Исидора Милетского. Есть мнение, что именно они построили незадолго до этого, в 527 году церковь Сергия и Вакха, значительно меньшего размера - 15 метров в диаметре, но центрической формы. Купол этой церкви еще не имеет барабана и опирается прямо на арки.
10000 рабочих трудилось под руководством 100 мастеров, организовать такую стройку и не сойти с ума не каждому под силу. За ходом строительных работ лично следил император Юстиниан, он посещал стройку вместо своего послеобеденного сна, большая, как вы понимаете, жертва. Рачительный хозяин, он не стал разбирать руины предыдущей церкви, часть её оставшихся стен стала частью стен нового храма.
Айя София соединяет в себе как продольную, так и центрическую тенденции. Она еще базилика с тремя нефами, но подкупольное пространство так велико, что мы почти не замечаем этого.
Замах на огромный размер купола был сделан, основа под него закладывается в виде квадрата 31 на 31 метр, но вряд ли строители понимали до конца , каким образом они справятся с такой задачей. Огромный купол Пантеона был перекрыт благодаря применению бетона с наполнением из вулканического пепла - пуццолана, которого в окрестностях Рима было с избытком. Пепел с водой и известью дал на выходе легкий материал, который меньше давил на стены. В Константинополе с вулканическим пеплом дела обстояли плохо, на востоке Средиземноморья вулканов не было.
Прокопий Кесарийский описал строительство Софии через 20 лет и упомянул о том, что строители ездили на остров Родос и кирпич производился там. Но при обследовании собора был найден кирпич с маркой константинопольских мастерских, который при работе случайно положили вверх клеймом.
Кладка стен способствует их прочности - слой известкового раствора не уже самого кирпича, сейчас другое соотношение, и в него тоже добавлен кирпичный бой, это способствует тому, что стена лучше схватывается.
В основном Анфимий и Исидор решали задачу не за счет материалов, а за счет перераспределения нагрузок. Для поддержки огромного купола были сделаны паруса , они были необходимы и для того, чтобы перейти от квадрата основания к кругу купола. Сделать «круглую крышку к квадратной коробке». Зодчие основывались на конструктивных идеях, которые уже были опробованы в веках до них. Архитектура развивалась заимствованием и развитием элементов. Римляне взяли у этрусков арку, которую те догадались замкнуть замковым камнем. Арка , поставленная одна за другой, привела к возникновению полуциркульного свода, чтобы выдержать боковую нагрузку появились стены. Комбинация из двух сводов, пересекающихся под прямым углом дала крестовый свод. Во время прогулки по Айя Софии можно заметить и арки различных видов и крестовые своды.
Конструкция купола гораздо сложнее, для погашения нагрузок и их перераспределения зодчие идут на ряд последовательных мер, которые они применяли, порой сталкиваясь с тем фактом, что здание начинало трещать по швам. Им приходится бороться с неприятностями по ходу из возникновения, даже опалубки для возведения арок такого размера никогда не делались. Они делают цилиндрическое основание куполу, которое опирается на арки парусов.
С двух сторон делают пристройки, которые накрывают полукуполами, к несущим столбам пристраиваются дополнительные арки - конструкция, хорошо освоенная потом готикой. Арки с внешней стороны здания даже напоминают готические аркбутаны.
Анфимий в 534 году скончался , не увидев окончания стройки.
27 декабря 537 года Юстиниан вошел в храм с величественным шествием и воскликнул :» Славься, Господь, позволивший мне завершить эту работу ! Соломон, я превзошел тебя!»
Храм тогда не был украшен мозаиками, как сейчас, но поражал своим размером.
Купол, казалось парил из-за обилия близко поставленных окон барабана. Дополнительные полукупола так расширяли зрительно пространство, что оно казалось гигантским. Обилие воздуха ощущалось еще сильнее из-за обилия льющегося света.
Для отделки были использованы самые лучшие материалы. Колонны из порфирского мрамора, которые видимо были взяты откуда-то, с резными капителями.
Отделка стен мрамором, срезы выложены симметрично, что дает на стенах своеобразную графику.
Пол достаточно прост, на нем еще нет таких узоров из камня, как в Сан-Марко, который был построен на несколько веков позже. Храм был украшен 427ю статуями, собранными со всего Константинополя. Створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией.
Общая стоимость строительства составила огромную сумму - 3200 кентинариев золота (102400 кг).
Возможно, что убыстренные сроки строительства не позволили выполнить какие-то виды более художественных работ.
Через 20 лет случилось землятрясение и купол не выдержал. Во вторник 7 мая 1557 года обрушилась восточная часть перекрытия.
Восстановлением занялся племянник одного из авторов Исидор Младший. Он учел недостатки предыдущего купола, немного изменил его конфигурацию и , главное, никуда не торопился. Опалубка простояла целый год, прежде чем её рискнули разобрать и кладка хорошо схватилась. Колонны здания, кстати, стоят на свинцовых подушках и могут немного двигаться, что обеспечивает их большую устойчивость во время землетрясений.
И с тех пор она стоит.
Турки пристроили к ней минареты, богатства были разграблены венецианскими крестоносцами, но мы до сих пор можем восхищаться огромным пространством, которому пока сложно найти аналог.
После Айя Софии идея купольного здания стала архитектурной доминантой, она как нельзя лучше выразила идею храма, как макрокосма. Находясь внутри, человек ощущает себя под сферой небес и храм символизирует Вселенную. Огромность пространства кажется нарушает физические законы тяготения и его стены всего лишь оболочка этого пространства.
Понятно, что это взгляд изнутри был важнее и поэтому внешняя красивость была совсем не важна. Издали Айя София напоминает огромный холм, нечто природное по происхождению, если вспомнить что первые христиане молились в катакомбах, то природа - первый храм. Храм, построенный Господом для человека.