Базилика Сен-Сернен. Тулуза. Интерьер

Nov 26, 2020 22:27


Продолжаем начатое знакомство с самой большой из дошедших до нас романских церквей - базиликой Сен-Сернен (святого Сатурнина) в Тулузе.

Внутренний осмотр Сен-Сернен следует предварить замечанием о том, что, хотя храм и называется базиликой, это всё-таки не совсем так. Изначально базилика - это просто общественное сооружение прямоугольной формы, даже не обязательно церковного назначения. Просто получившие в IVвеке свободу и права христиане империи быстро поняли, что базилика как тип весьма удобна для использования общих собраний. С вытянутой прямоугольной формой в Сен-Сернен всё в порядке. Прошлый раз шла речь о длине 104м. Существуют также и иные цифры 115 х 64 х 21 метр. Расхождение не настолько принципиально. Есть ощущение уходящего очень далеко вперёд пространства, которое возникает сразу, как только входишь в церковь с запада.



Взгляд от входа.



Взгляд от входа.

Наличие трансепта (поперечного нефа), превращающего простую прямоугольную базилику в вытянутый (как правило) крест тоже не удивительно для тех времён.

Из оригинального в плане церкви я бы выделил, во-первых, свод потолка (полу-цилиндрический или как пишут в некоторых источниках - бочкообразный), тогда как в традиционной базилике потолок как правило плоский.



Поднимаем голову вверх

Поднимаем голову вверх



Ещё повыше

Ещё повыше

Во-вторых - наличие деамбулатория. Это такой полукруглый «маршрут» вокруг алтарной части храма. На Западе дело довольно привычное, но, скорее характерное для храмов более поздней постройки. И вот тут я хотел бы смешать архитектурные термины с церковно-историческими рассуждениями. Само по себе появление «обходного пути» (деамбулатория) это не просто забавная инженерная подробность, которую турист может запомнить, чтобы потом блеснуть эрудицией. Это свидетельство «целевого назначения» храма. Базилика, с которой мы начали, предназначена для общего собрания. Люди, живущие в городе по воскресеньям (праздникам), приходят в знакомое публичное место для общей молитвы. Для этого вполне достаточно прямоугольного плана здания, хотя бы и с боковыми нефами. Постепенно базилики начинают обрастать разными «святыньками», как настоящими (если речь идёт о каких-то городских древностях и артефактах), так и фиктивными, особенно привезёнными за тридевять земель «перьями архангела Михаила» (торговля мощами, реликвиями и пр. - необычайно важная часть средневековой экономики). Соответственно все эти реликвии надо где-то выставлять для поклонения, так возникают капеллы. В последствии соборы будут строиться уже с расчётом на размещение многочисленных капелл в боковых нефах, но в более древние сооружения «впихнуть» капеллу в боковой неф проблематично. Зато она неплохо вписывается в апсидную часть. Помните, в прошлый раз мы обратили внимание на венец из апсид снаружи храма? Вот в таких капеллах и размещались различные объекты для поклонения (или важные захоронения). А для того, чтобы соединить их вместе, устроить, так сказать, «маршрутизацию» и нужна дуга деамбулатория. Люди, входившие в храм, могли обойти все «святыньки» и выйти из храма. Возможно это было придумано для того, чтобы не поворачиваться спиной к главному алтарю, или для того, чтобы этот поток не мешал тем, кто собирается в центральном нефе. Причины могут быть разные. Очевиден только вывод о том, что Сен-Сернен приспособлен не только для нужд церковных собраний, но и для тех, кто приходит сюда за реликвиями - помните, часть паломнического пути в Сантьяго-де-Компостела. Отсюда совершенно справедлива классификация базилики как «паломнической церкви», хотя изначальная форма всё равно бросается в глаза. Такая вот двойственность, и архитектурная, и церковно-функциональная.

Для тех, кто любит наглядность и конкретность, приведём план.



План базилики Сен-Сернен.

План базилики Сен-Сернен.

Считается, что в базилике пять нефов. С моей дилетантской точки зрения, граница в боковых весьма условна, так что можно было бы насчитать и три - центральный и два боковых. Для точности скажем, что в пяти нефах одиннадцать пролётов.

Я также предлагаю оценить огромные центральные столбы с подпружными арками. Они заметно выделяются из всех колонн церкви. Даже можно сказать, что они существенно сужают обзор с запада на восток. Но всё это оправдано тем, что именно на них держится вся махина колокольни. Столбы делали «с запасом», что позволило потом, через десятилетия и даже столетия, спокойно наращивать количество ярусов. Впрочем, говорят, что небольшой крен у колокольни всё же имеется.



Вид на центральный алтарь и центральные столбы, поддерживающие колокольню.

Вид на центральный алтарь и центральные столбы, поддерживающие колокольню.

По цвету камня, опять-таки, датируют разные этапы строительства, но это, как я уже говорил, для сверх профессионалов.



«Несущая мощь» храма.

«Несущая мощь» храма.

Это вам не эфемерная готика, тут материальность! Да ещё какая. Капитальная!

Мы стали гораздо лучше ориентироваться во внутреннем пространстве, поэтому вот вам ещё один план, чуть более художественный.



План базилики Сен-Сернен.

План базилики Сен-Сернен.

Под «защитой» исполинских центральных столбов находится главный (центральный) алтарь.



Центральный алтарь базилики (фото из Википедии).

Центральный алтарь базилики (фото из Википедии).

Прошу прощения за то, что отнимаю время у знатоков, но вынужден разъяснить для недоумевающих. Алтарь - это не «комнатка», отгороженная иконостасом, куда нельзя входить женщинам и вообще посторонним. Может быть вы и вынесли такое понимание исходя из опыта посещения наших церквей, но оно ложно. Изначально, алтарь - это стол (в данном случае мраморный), на котором совершается евхаристическое приношение. Так что наше «в алтаре» - это позднейшие наслоения. Древняя христианская практика, которой более соответствует нынешняя западная, не знала ни других алтарей, ни отгороженных пространств.

Алтарь освятил папа Урбан II аж в 1096 году в тот момент, когда строительство базилики в её нынешнем виде было в самом разгаре. Видимо очень торопились «сдать первую очередь объекта» к приезду папы (шутка конечно). Кстати, ещё большой вопрос, что занесло папу в Тулузу в эпоху «малой мобильности» (досамолётную)? Ведь не просто же освящать недострой. Даже если папа и обладал пророческим даром и предвидел, что вскоре придёт век готики и из этого недостроя в итоге получится самая большая из сохранившихся романских церквей. Но ответ на этот вопрос есть. Как раз в это самое время этот самый Урбан II занимался организацией Первого крестового похода. Так что его поездка по югу Франции имела целью вовсе не инспектирование строительства новых храмов. А с учётом того, что вокруг Сан-Сернен издавна плелись какие-то интриги - обычное средневековое дело - перетягивание властного каната между графами Тулузы, аббатами, и «другими официальными лицами» - вот какая-то из противоборствующих сторон и придумала эффектный ход с освящением главного алтаря самим папой, что в общем-то должно было сразу дать существенную независимость клиру церкви: как административную, так и финансовую (что немаловажно на паломническом пути). Этакий знак подчинения напрямую Риму, минуя местные власти.

Лично меня в этом интерьере восхищают также высокие галереи «верхнего этажа».



Часть центрального нефа с видом на верхние галереи.

Часть центрального нефа с видом на верхние галереи.



Верхние галереи

Верхние галереи



Верхние галереи

Верхние галереи



Верхние галереи

Верхние галереи

Если отойти на время от правильной терминологии - они, наряду с другими элементами, необычайно важны для понимания «архитектурного духа храма». Термин, конечно, вдвойне неграмотный как с архитектурной, так и с богословской точек зрения, но мне нравится. А я у себя в журнале, так что раз нравится, значит пишем.



для понимания «архитектурного духа храма»

для понимания «архитектурного духа храма»



Вид на хоры, средокрестие, главный алтарь и центральную апсиду.

Вид на хоры, средокрестие, главный алтарь и центральную апсиду.



Вид на капеллу Распятия в северной части трансепта

Вид на капеллу Распятия в северной части трансепта

Это Распятие имеет «подназвание»: Христос графа Раймунда IV. Этот тулузский граф известен как один из самых активных участников Первого крестового похода. Сама скульптура деревянная, покрыта позолоченными медными пластинами и украшена чеканкой, камнями и эмалью. XII век.



«Христос графа Раймунда IV»

«Христос графа Раймунда IV»

Главный орган базилики изготовлен знаменитым органным домом (во Франции, оказывается, есть не только коньячные дома) Аристид Кавайе-Коль в 1888 году. Интересно, что эти же мастера-органисты изготавливали и орган Большого зала Московской консерватории.



Орган

Орган

В завершение, на сегодня, ибо надеюсь на продолжение, одна из главных «изюминок» базилики Сен-Сернен - сохранившиеся в северной части трансепта романские росписи конца XII века.

Сначала сделаем «по-честному» - своё фото.



Цикл росписей конца XII века, посвящённый Воскресению Христову.

Цикл росписей конца XII века, посвящённый Воскресению Христову.

Теперь, «дополненной реальностью» к собственной криворукости - фото из Википедии.



Цикл росписей конца XII века, посвящённый Воскресению Христову.

Цикл росписей конца XII века, посвящённый Воскресению Христову.

Пять чётко выделенных сцен. Самый нижний регистр идентифицировать довольно сложно. Второй понятен - женщины у пустого гроба Христа и ангел. Чуть выше, как указывается, двое пророков, поклоняющихся Христу, четвёртый то, что именуется обычно Деисис, на пятом слева виден ангел, а вот кто справа - сказать сложно. Возможно, что третий-четвёртый-пятый регистры образуют единую композицию поклонения Христу (это лично моё мнение), но тогда было бы логично объединять и первый-второй «этажи».



Ангел «пустого гроба» отдельно.

Ангел «пустого гроба» отдельно.



Почти то же самое из Википедии.

Почти то же самое из Википедии.

Но это ещё не всё. Пятиярусная воскресная композиция имеет продолжение наверху.



Поклонение Агнцу.

Поклонение Агнцу.



Поклонение Агнцу.

Поклонение Агнцу.

Какое здесь фото больше подходит, решайте сами.

На сегодня, пожалуй, хватит. У нас остались крипта и сокровищница. Надеюсь, что мы ещё раз вернёмся в Сен-Сернен.

XI в., XII в., Франция

Previous post Next post
Up