Когда я в 2007-м году начал свою путешествательную практику я много читал отчетов и смотрел фоторафий. У меня сразу родилось два ограничения по географии, которые я не знал как преодолевать. Я боялся ехать в Африку и в исламские страны. Бояться не значит не хотеть узнать. Когда я услышал о возможности попреподавать в Африке, я немедленно согасился. Удачное сочетание - помочь развивающимся странам и «под присмотром» приехать в Африку. Т.е. если я ее настолько испугаюсь, что не буду выходить на улицу я в любом случае не пропаду и все равно поездка пройдет не зря. Да тут еще и оказалось, что мне надо прокачивать в резюме строку «преподавание».
Чего я от поездки ожидал? Мне хотелось понять Африку изнутри. Понять как люди там живут и почему. Преподавание - идеальная возможность. Я буду видеть живых людей и с ними общаться. Хотя главное, конечно, что у меня просто было дело в этой стране, и я его делал.
Чего я пропустил - почти весь туризм. Я сделал одну единственную поездку и она вообщем оказалась провалом - скука. Леопарды, слоны, этнические деревни с фотографий - все прошло мимо меня.
Интересно, что путеводитель у меня был почти не читан до поездки. Наверное, я поэтому туристического ничего и не увидел. Но мне что-то подсказывает, что это был один из секретов успеха. Зная, что ты хочешь посетить 10 точек ты просто между ними ездишь. Транспортная проблема решается легко. И вот ты посетил 10 аттракционов. Какое отношение ботанический сад имеет к реальной жизни? А музей? Вот голодающие студенты - это шок.
Общие впечатления.
В Бенине - жопа. При этом сами бенинцы говорят, что у них намного лучше чем в соседних странах. Споров с иностранными студентами я по этому поводу не видел. Тут грязь, полное отсутсвие организованности и хоть каких-то правил. Разруха повсюду. Дом директора института по качеству (но не по размеру) хуже моей квартиры в Лейпциге. Дорога в российской деревне покажется магистралью по сравнению с тем, что я здесь видел. Бензином торгуют из банок, бензоколонок вообще считай нет. Вся, вся, совсем вся торговля нелегальная. У меня есть ощущение, что вообще все здесь нелегальное. Отсюда и разруха - в любой момент нелегальное могут прикрыть.
Культура.
У меня разрушился стереотип, что любимое занятие африканца -- сидеть и ничего не делать. Они все 24 часаа в сутки что-то делают. В основном тогруют, в основном нелегально. При это все работают чуть-чуть. На автомастерской, где у нас два бравых гопника меняют колеса, тут трудится человек 7. Все при этом делается кое как. Наблюдая за всем этим я понимаю, что этой поездкой делаю благое дело. Им надо учиться повышать производительность труда. Учиться, учиться и учиться. Не знаю, конечно, надо ли именно математике учиться, я бы концентрировался на сельском хозяйствеу. Но все равно - любая активность в университете этой стране в помощь.
Период работорговли, конечно, оставил здесь глубокий отпечаток. Тут каждый либо «раб», либо «хозяин». Как они все бесприкословно без просьб все исполняют, при этом делают не то, что нужно (да потому что никто не просит). Какое-то у них раболепство. Человек накрывающий кофе-брейки просто вырывает у меня из рук пакетик, чтобы его разорвать и насыпать в чашку, будто я сам не могу. Студенты «доставляют к столу» еду. Хотя я просто сижу и со студентом разговариваю, и всегда сам за ней хожу. При этом те, кто «не рабы» ведут себя как барины. Ничего сами не делают, ждут, что «раб» им принесет. И ведь приносит! Наиболее мерзко было это видеть у профессора, с которым я больше всего общался. И еще у меня есть ощущение, что каждый «раб» мечтает не о равенстве, а мечтает стать «хозяином». Это ужасно. Я реально не знаю, что со всем этим делать.
Есть еще такой момент, который я не знаю к чему отнести. Здесь все знают, что все непредсказуемо, но все всегда рассчитывают, что будет так как должно. Все считают, что за них их проблемы как-то сами разрешаться, если их «не должно» быть. Мне кажется все это привело к проблеме с едой. Профессор считает, что он ее организовал. А то, что еды нету уже не его проблема. Студенты считают, что у них под носом должна быть дешевая еда, но не пройдут сами 100 метров налево направо, и не спросят местных. Лично я в вопросов культурных аспектов начал бы из них выбивать именно это.
Преподавание.
Я начал писать этот раздел сразу после поездки. Меня переполняли эмоции. Начиналось все словами «Это конечно, был фантастический опыт.» Это правда. Сейчас во мне меньше эмоций и больше сухости. Но там, все было по-настоящему. У меня такого погружения никогда еще не было, даже с олимпиадными школьниками. Я не спал ночами, думал, что с ними делать. Переживал вместе с ними каждую строчку. Я чувствовал себя членом их семьи. Они, конечно, преподносили сюрпризы и с незнанием топологии и с едой. Я не знаю как описать, но связь была и общая и с некоторыми индивидуальная.
Я тут недавно писал развернутый Teaching Statement. Для этого я прочитал (пролистал) некоторое количество теоретической литературы. Как-то все оживало из этих книг. Удивительно насколько преподавание в университете обезличено по сравнению с тем, что происходило там. Правда, в Германии преподавание обезличеннее Российского.
Для организаторов я написал большой и длинный отчет о поездке, в нем на две тсраницы описываются студенты, прочитанный материал, проблемы, методы их решения, индивидуальные особенности. Там все политкорректно и обтекаемо, поэтому скучно.
Запомнилось два момента. В одной аудитории сидели люди с трудом применяющие индукцию и не занющие полярных координат и люди решаюшие уравнения в частных производных; был студент, занимающийся римановой геометрией, но не понимающий окружности. Чтобы поддерживать их интерес к происходящему надо было каждые три дня менять стиль занятий. По сравнению с Германией, Россией и даже мат. кружками это непривычно.
Есть ли во всем этом смысл - вопрос спорный. Перед нами стоит задача, чтобы 1-2 мастер студента с нашей школы в итоге получили Ph.D. в математике. Если это будет достигнуто, то это хорошо. Конечно, в стране важнее наладить сбор мусора и продвинутые сельскохозяйственные техники. Но по поводу сельского хозяйства они работают больше чем над математикой - так что тут все гармонично. В математике я бы делал больший упор на прикланую науку, а не на фундаментальную. Но все равно - здесь любое образование на пользу.
Кратко.
На мой взгляд это был самый лучший «отпуск» за все время. Глубже всего я продвинулся к неизведанному. Это уход от туристического макдональдса. Мне сейчас жутко интересно - а как на самом деле люди живут в Коста-Рике? Ведь за две недели там только один день у меня была возможность увидеть нормальных людей. Это было в столице, но выходить из ценрального квартала упорно не хотелось.
Это маленький шажок к следующему уровню. Вообще после Тайланда-Камбоджи-Лаоса мне казалось, что вершина достигнута. Многие из нас сейчас так путешествуют. И мало кто продвинулся дальше. Из читателей этого журнала я знаю только одно путешествие, которое вышло за рамки. Но пусть об этом рассказывает сам человек.
Очень надеюсь что программа станет регулярной. Лучше, конечно, чтобы страны менялись, но это уже не мое решение.