Пожалуй, лучше всего будет начать этот пост уже с традиционной фразы для книжного тега: "Это лучшее что я читала за последнее время." (А в скобочках отметить, что за последнее время читала я уж точно немало.)
Итак, Фредрик Бакман - шведский блогер, журналист и писатель. И в этом сочетании шведский имеет крайне важное для меня значение.
К скандинавским писателям у меня особое отношение. Здесь я говорю, например, про Стига Ларссона, Андерса де ла Мотт, Марию Парр или даже Вестли и Линдгрен. Есть в их произведениях большая доля восприятия жизни через призму Достоевского. Национальная культура и менталитет отражаются в языке. Так и здесь в произведениях как будто отражается природа, которая окружает авторов: тяжёлое низкое северное небо, слякоть после дождя и глубокие лужи или напротив бесконечные снежные покрывала, поздние зимние восходы, и всё это шепчет о безнадёге и отчаянии. Однако не всегда в северных книгах всё плохо как у Достоевского. Бакман из тех писателей, что заглядывают в сердца людей и достаёт из их груди горячее солнце способное осветить даже самые тёмные закоулки окружающего мира.
Я начала своё знакомство с книгами Фредкрика Бакмана с его безусловного бестселлера "Медвежий Угол". Об этой книге стоит знать лишь то что после неё я решила перечитать всего Бакмана. Но это всё-таки пока что вершина творчества писателя и поэтому теперь когда я прочитала большую часть его книг, я бы рекомендовала начать восхождение к этой вершине в определённом порядке.
Чтобы понять кто такой Бакман и попробовать его язык на вкус очень удобно начать с коротенькой автобиографической книги "Что мой сын должен знать об устройстве этого мира". Автор обращается к своему полуторогодовалому сыну и рассказывает ему о своей жизни. Чтение этой книги откроет секреты будущих тем, которые писатель затрагивает из раза в раз в других своих произведениях. Например, темы родительства, гомосексуализма, травли, girl power, связи поколений, спорта... всего и не перечислить. Оттуда же можно понять истоки образов и главных героев, с которыми вам предстоит познакомиться. Открыв её ты погружаешься в многранную личность художника и создаётся ощущение, что ты пролистываешь блог понравившегося тебе человека, который мог бы стать твоим другом. Потому что он видит красоту и любовь в простых вещах, умеет ценить мелочи, обладает достаточной долей самоиронии и он очень-очень сентиментален, а для сентиментальных людей дружба не пустой звук.
Следующим выбором я бы сделала "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" Потому что в этой книге много сюжетных линий и возможно автор будет их развивать. Как он это сделал в одной из книг о которой пойдёт речь ниже. Читая книгу "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" понимаешь что автор хочет задать некий тон повествованию. Он пишет про 8 летнюю девочку, которая благодаря своей бабушке проживает двойную жизнь: обычную жизнь школьницы и особую в мире своих фантазий, мечтаний и бабушкиных сказок. Не догадываясь, что бабушкины сказки возникли не на пустом месте. Вот и все три книги из этой серии следует воспринимать как сказки для взрослых. Нужно понимать, что это не реализм, не стоит подходить к этим книгам с мерками рационального и логического. Нет это сказки про взрослых людей и концовки у этих сказок жизненные, ну только немного преукрашенные, чтоб элемент "волшебства" оставлял некое послевкусие. Как хорошо отметила одна из участниц сообщества "Малыши"книгу про "Бабушку" надо воспринимать как рассказ о жизни повзрослевшей Пеппи Длинный Чулок. Это сто процентное попадание. Если вы читали про Пеппи и вам интересно, как же она прожила свою жизнь - вам сюда! Самое ключевое - она стала замечательной бабушкой!)А ещё это книга об одном человеке, который пытался изменить жизнь многих, помочь людям и видит результаты своих усилий. Подводит итоги, закрывает хвосты. Книга о том, что смерть - это самое страшное для живых, для тех кто остаётся, а не для тех кто уходит. Но главное это книга про жизнь, невероятную концентрацию жизненной силы, которая может исправлять ошибки, когда казалось бы уже совсем поздно.
Один из персонажей предыдущей книги становится главной героиней "Здесь была Брит-Мари". Брит-Мари обязательно запомнится вам по предыдущей книге. Вы будете не в восторге, но она точно не оставит вас равнодушным. Что о ней можно сказать в целом? Она прожила жизнь, но жизни и не видела. Она зануда и брюзга. Чужие дети называют её старой перечницей и мымрой. И Бакман делает так что в книге о Брит-Мари заставляет влюбиться в эту до тошноты правильную тётку. Потому что эта книга о том, что чтобы тебя полюбили прежде всего ты сам должен полюбить себя. Жить для себя, а не для других и тогда люди увидят, что Брит-Мари здесь и никто не сможет её заменить. А ещё это книга про футбол, Бакман умеет описывать эмоции от игры, в "Медвежем углу" этот его талант развернётся в полной мере. А здесь мы видим только первые штрихи и попытки подступиться к этой теме, но и они уже цепляют за живое.
Из всех "сказок" Бакмана самая проработанная, на мой взгляд, хотя она и является первой в плане хронологии написания -"Вторая жизнь Уве". Это книга об утрате, страданиях, жажде смерти и о том как новые цели, чувство собственной важности и нужности заставляют отложить своё свидание со смертью. Как 1 человек может менять жизнь вокруг себя и за одно менять жизнь других людей, хотя, чёрт побери, это было последнее что он собирался делать.) Книга об ответсвенности и мужестве, о том что жизнь должна продолжаться несмотря ни на что.
У книг Бакмана есть одно исключительное свойство, от них наворачиваются слёзы, от них пробегают мурашки по коже, изредка от них хохочешь до упаду. И всё это не в самый кульминационный момент, а вот так постоянно на всём протяжении повествования от чего создаётся ощущение, что тебя катают на американских горках. Они дают попробовать жизнь на вкус.