"Разрыв связи" (2022), реж. Андрей Лошак
Фильм о расколе, даже между самыми близкими людьми, на фоне войны. В каком-то смысле он является продолжением
фильма Виталия Манского "Родные".
только политические игры теперь заменены полномасштабной войной, а линия раскола больше напрямую не связана с географией. Она проходит между мужем и женой, матерью и дочерью, братом и сестрой, часто внутри одной страны, иногда внутри одной квартиры.
Андрей Лошак пытается оставаться максимально объективным, он разговаривает со всеми, всем задает вопросы, всех выслушивает, и из показанного Манским феномена сознания человека как продукта среды в этом фильме возникает новый феномен - человека сознательного, творца своей собственной среды. Люди, противостоящие войне, - думающие и страдающие. Люди, находящиеся на стороне России в войне против Украины, разные. Не плохие. Какие-то, возможно, добрые. Лошак делает упор на уже имеющийся разрыв связи, а не на его причины. Зрителю самому представляется возможность ответить на вопрос, почему тот или иной герой фильма занимает ту или иную позицию. У меня возникло чувство, что у каждого из показанных так называемых "российских патриотов" недостает чего-то: или совести или ума. "Моя мама очень добрый человек", - говорит одна из героинь про свою маму с георгиевской ленточкой на груди. Да, наверно, добрый. Но безмозглый, легко поддающийся обработке.
Нам здесь (то есть за границей) легко осуждать войну и Россию как агрессора. Мы в мейнстриме. Быть в России и придерживаться тех же взглядов - подвиг. Особенно если твои мама-папа-муж-брат считают тебя в лучшем случае сумасшедшим человеком, в худшем - врагом.
В одной и той же семье один член семьи находится под воздействием "башен", другой является "выродком", и все это уже сформулировано, написано и толковано-перетолковано, но технологии башен продолжают воспроизводиться и эффективно действовать, в то время как и выродки, к счастью, продолжают существовать, что вселяет надежду на будущее.