Sep 16, 2015 11:21
“Тройной агент” (2004), реж.Эрик Ромер
Фильм Ромера о белом русском офицере, живущем в Париже и работающем одновременно на НКВД и нацистов, мне что-то напоминал, пока я не сообразила, что совсем недавно читала об этой истории у Берберовой. После того, как мерзавец Скоблин отдал своего начальника Миллера в руки НКВД (впоследствии Миллер был расстрелян в СССР), жену Скоблина, Плевицкую, судили в Париже, а Берберова, будучи журналисткой, писала репортажи.
“И вот я опять сижу на тех же местах в этом зале и слушаю вранье
Надежды Плевицкой, жены генерала Скоблина, похитившего председателя
Общевоинского союза ("рюсс блан") генерала Миллера. Она одета монашкой, она
подпирает щеку кулаком и объясняет переводчику, что "охти мне, труднехонько
нонече да заприпомнить, чтой-то говорили об этом деле, только где уж мне,
бабе, было понять-то их, образованных грамотеев". На самом деле она вполне
сносно говорит по-французски, но она играет роль, и адвокат ее тоже играет
роль, когда старается вызволить ее, - но ей дают пятнадцать лет тюремного
заключения. А где же сам Скоблин? Говорят, он давно расстрелян в России. И
от того ужас и скука, как два камня, ложатся на меня. Через десять лет -
после смерти Плевицкой в тюрьме Рокетт - ее адвокат скажет мне, что она
вызвала его перед смертью в тюрьму и призналась ему во всем, то есть что
она в похищении Миллера была соучастницей мужа.”
В фильме русский генерал женат не на русской, а на гречанке, чистой, честной и любящей женщине, пытающейся изо всех сил отличить правду от лжи.
Ромера, как обычно, не особенно интересует история, его интересуют вопросы человеческой морали и человеческих отношений. К несчастью, фильм этот, в отличие от большинства ромеровских, кажется в большой степени искусственным. Он разваливается на куски и детали, ему не веришь, никому не сочувствуешь, а противный главный герой выглядит как лгун и лицемер с самого начала и довольно трудно, если не невозможно, следовать за душевными метаниями его жены.
Тот же ромеровский почерк в этом очень позднем его фильме, те же прекрасные лица и диалоги, но недостает чего-то неуловимого, как будто к концу что-то ушло, осталось меньше таланта.
Т,
2004,
эрик ромер,
кино