Сплав по Снову, но сначала ужасное.

May 29, 2013 14:19

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ

Я знаю множество людей, которые боятся пауков, жуков и отдельные виды бабочек. Но не знаю никого, кто боится стрекоз.
Эти летуны поутру просто осаждали нас, одежду, еду. Неповоротливы, вялые и плохо летающие. Я не могла понять, что с ними творится, пока не наткнулась на ясли. Весь речной берег был усеян вылупляющимися стрекозами.

Вот страшное чёрненькое существо выбралось из воды на травинку, по соседству с десятками таких же чудовищ, обсохло до серого цвета, после чего треснуло в верхней части тела. Изнутри вылез зелёный горб. Примерно таким же манером я в детстве выбиралась из-под стульев - жопселем вперёд, голова вылезала последней. Существо разорвалось в макушке, и вынуло лупоглазую голову, потом, покачавшись во все стороны, принялось, как из мешка, вытягивать нижнюю длинную часть.

Корявенькая, здоровенная, с фалангу пальца, липкая на вид козявка, с торчащими ножками, слабо шевелилась, когда я тыкала в неё, по бокам оттопырились мятые гофрированные крылышки. Представьте, оно ещё и летать может.

Чёрное вылезшее вначале существо - это стрекоза на личиночной стадии, живущая в воде. Дышит она через ж..., буквально.
Задней кишкой, как насосом, засасывает через анальное отверстие воду, богатую кислородом, а там кислород в трахеях теряется.
Натуральнейший "чужой", выбрасывает вперёд челюсть, хватает добычу, складывает челюсть, подтаскивает жертву и с хрустом лопает. Может ловить мальков, представьте на минуточку.

Запомните это личико, вам пригодится. Когда пожилой ловелас, жарко дыша вам в шею, назовёт вас нимфой, вы будете в курсе, как вы для него выглядите. Так называется стрекозья личинка.
По-моему, само совершенство. Честное слово, скажите спасибо ловеласу, он знает толк в красоте - потому что более завораживающего зрелища, чем выход стрекозы из старого кожушка, сложно представить. Как она расправляется, как сияют на солнце наливающиеся жилочки крыльев, как опалесцируют огромные, инопланетные глазищи, и стройное тельце с кружевными веерами, затвердев, улетает. Некоторые не успевают - и идут на колбасу муравьям. Тоже вполне чарующее зрелище. Но стрекоз я люблю больше.

Пока я восторженно на коленках ползала вокруг вздувающихся горбами нимф, Крайзер перетащил байдарку, поддул и звал помочь с упаковкой. Рядом возились, собирая палатки, гостеприимные байдарочники. К слову, они и утром ухитрились нас обкормить до полуживого состояния. Мы решили было поесть быстро и не навязываясь, запарили кипятком скороварки, но тут появился неутомимый Женя, вывалил нам в тарелки с похлёбкой макароны в сливочном масле, рядом поставил крышку с салатом. Мы стонали, но съели почти всё. По ложке еды положили под кустик:
- Вдруг придёт оголодавшая мышка...
- Или ёжик, ма-а-ахонький, худенький!
- Одинокий, или просто не очень здоровый. Хоть покушает!

Эта фраза неожиданно осела в памяти, и теперь мы после каждого походного перекуса оставляем чуток еды - "для нездорового ёжика"
Упаковали рюкзаки в полиэтилен, привязали, сели сами. Махнули вёслами Жене и компании - догоняйте! По моим прикидкам, они должны нас обогнать где-то за Смячем.

Отплыв метров триста, обнаружили прошлогодний наш ночлежный приют, с пригорком и черёмухой. Не утонул, надо же. Обошли по суше мосток и устремились в извилистый Снов.
Петля за петлёй, то солнце в лицо слепит, то заливы по сторонам подкарауливают. Гладь стеклянная за поворотом сменяется волчками омутов. Только выгребли от них, легли в струю стремнины - впереди снова безмятежное зеркало, по краям опушенное вербой. В режущей глаз синеве, контрастной, тёмной, наэлектризованной, теряется чувство времени, кажется - лёгкие сумерки подкрались, и это утром, до полудня! Жёлтый вербный мех, местами подёрнутый заварочным налётом увявших цветков, приподнимается и просеивает солнечные лучи. Из-за него обманчивый рыжий свет рассеян над рекой. Вылитый закат.
Я ж говорю: сказка! Опять лапша на ушах, плывём, рты разинув, дышим медовым паром. По карте где-то влево уходит отводной канал, мы в него не хотим, поэтому при любом сомнении в реальности русла идём в правые повороты, и пока ни разу не ошиблись. Русло местами будто кивает - сужается и тонкую отчётливую талию демонстрирует, покачивает то одним бедром в крутой залив, то другим, то третьим. И байдарку на поворотах уводит в луговые сливы, подсасывает воду из реки. Мы цепляемся за русло, как обезьянка за мамкин хребет, нам опадать в луга неинтересно, у нас и без них просторов хватает.
Берега сгущаются, даже поднимаются сосновым холмиком, вербы мохнатым забором привстали, и временно кажется, что река цепко схвачена, байдарка может спокойно нестись вдоль ограды...

Снов элегантно гнётся, складывается, вдоль себя самого изворачивается, растопыривается многочисленными рукавами. Нет-нет, мы вправо и только вправо! Строго придерживаясь туловища. И вот, где-то в районе пузырей на коленках, мы нечаянно слишком вправо уходим - вода ведёт, подталкивает, и ведь долго прямо идёт, и петляет как в берегах. Мы наивно гребём, когда вдруг Снов разваливается - и мы оказывается посреди широченного простора. Вместо высоких крепких деревьев - задорные кустики отдельными хороводами выстроились, во все стороны - вода, и ни одного толкового прохода. Вроде бы свободно - суйся куда видишь, а всё тупиками заканчивается.

Ну или так - вид во все стороны:

Решили, по старой памяти, самонадеянно не заглядывая в карту, доплыть до Смяча. В прошлом году мы спокойно к селу подошли, в магазин сбегали, понаблюдали, как местные по огородам на лодках передвигаются. Мы не учли, что вода не так высоко, и напрочь забыли, что речка-то к селу Смяч вообще не подходит! В общем, постепенно вплыли в поля, гребли по траве, и застряли в кустах. Конечно, сидели и спорили!
- Можем обогнуть деревца, и подрулить сюда, к дому - вон крыша видна, - это я доказываю. Мне всё мерещится, что зелёное впереди - это уже суша.
- Там топко, только пешком, и местами провалы, надо возвращаться назад, искать русло! - Крайзер больше меня верит в разлив. Но думает, что на лодке к селу не подойти.
В общем-то, я считаю, что где-то подход был - рыбаки же как-то плавают, сети в реке повсеместно расставлены. Но по ситуации прав оказался Крайзер - куда мы ни тыкались - залезали в глухие заросли. Развернулись и поплыли, оставив позади белеющее село.

Я заметила какое-то повторяющееся движение впереди. Приглядываюсь - красненькое что-то ритмично над водой поднимается-опускается.
- Ой, это ж наши байдарочники! Я весло вижу! - кричу.
Выплывают - по очереди все экипажи видно, все яркие, и голоса доносятся. А мы для них как за лесом, в засаде сидим.
- Отследи, куда первые идут, попробуем срезать, - говорит Крайзер, - или мы так не проходим?
- Неа, никак, разве что по дуге, тут явная мель, придётся выбираться и волоком байдарку тащить, - я в бинокль осматриваю окрестности, - я вижу, они что-то чёрное миновали, наверное, мост, попробуем к нему.
Под мост мы не доплыли, раньше в реку вошли, зато мы его увидели! В прошлом-то году, поблукав просто посреди моря, мы его так и не нашли, срезали путь по полям. Ни мели этой, ни травы не было даже следа.

За Смячем река поворачивает и бежит вдоль леса - соснового, огромного, на высоком берегу, даже жаль, что по времени ночёвку тут не получилось устроить. Русло отслеживать несложно, к тому же скоро мы видим под здоровенными дубами цветастые пятна - байдарки вытащены на сушу, носами вверх. И мы туда же, как говориться - давно не виделись!
Наташа с берега машет, кричит:
- А мы всё думаем - куда вы пропали, неужели так далеко уплыли!
- Мы пытались в Смяче в магазин сплавать, и заблудились, - смеёмся мы.
Лесок, хоть и с езженой дорогой вдоль реки, чистый. Смолистый воздух сиропом от сосен течёт, шевелит нежные букеты щавеля и полупрозрачные анютины глазки. Дубы над водой шуршат, тени в ногах качаются. Ветер крепчает.
Отдохнули. Естественно, "мышиные" кулёчки щавелем набили, потом дома отличнейший зелёный борщик получился! Ну, и поплыли дальше.

Первые обрывчики над водой появляются именно здесь, по ним можно угадать, где настоящий берег реки. Наконец-то ориентиры! Каркасники всей командой ушли вперёд, и какое-то время мы видели только безумную синь с травяными полосками, и слушали лишь соловьиные арии и короткие переклички трясогузок.. Пока не вышли к Конотопу. Тут вечные пасущиеся коровы, по самую маковку затопленный мост под таким же затопленным деревом, и опять громадный разлив. Я помню, что плыть надо по правому берегу - там как раз река свернёт к симпатичным корягам. Впереди по разливу разбросаны байдарки, явно плывут совсем в другую сторону.
- Надо их держаться, - это мнение Крайзера.
Я против, но пока просто медлю. Я вижу нужный нам поворот, и подход к нему - просто по прямой! Выждала, пока первая байдарка развернулась и пошла обратно, направила нос нашей лодочки на неё. Оказалось, не зря ребята по петле прогулялись - видели множество лебедей. Так насмотрелись, что устали. Ну, в смысле - решили искупаться. А мы очень хотели пива. Ну очень! Солнце, жарко, минералка выдохлась и нагрелась, потому решили плыть до моста и там идти в один из Дырчинов - Большой или Малый, в магазин.
Мужички с проезжавшей телеги подсказали нам дорогу, и я осталась ждать Крайзера с пивом у байдарки, гоняя в канавках щитней и мелкую рыбку.