(no subject)

Feb 12, 2014 23:53

Застращали, застыдили... ладно, убрала. А всё моя тяга к духовной жизни.
Ну, и чего же возжелал нынче мой дух? Да вот смотрю "Mr. Selfridge" (с подачи неизменно вызывающей восхищение глубокоуважаемой karial.)



Нет, не шедевр киноискусства и еще много разных "не", но смотрю с удовольствием. Перипетии "отношений" достаточно предсказуемые. Но, опять же, не в них дело.

Сериал поставлен по мотивам биографии реального человека - американца, создавшего универмаг Selfridge's в Лондоне в начале 20-ого века.

Во-первых, интересно про революцию в торговом деле. Вот тут karial пишет об этом подробно.



Так что я просто процитирую для тех, кто ленится ходить по ссылкам:

- До Селфриджа товары в магазинах лежали в шкафах. От покупателя ожидалось, что он точно знает и опишет, что ему нужно - тогда нужные носки или перчатки доставались из комода. Селфридж первым ввел стеклянные витрины.

- Вам никогда не случалось отвечать продавцу, предлагающему помощь, что вы "просто смотрите товары" (just looking)? За эту стандартную сегодня формулировку в эдвардианской Англии вас бы просто вывели из магазина. Тратить время продавцов, не покупая, считалось делом неблаговидным. По торговому залу прохаживались специальные надсмотрщики, следившие за тем, чтобы никто из посетителей не отнимал слишком много времени у клерков впустую. Селфридж это изменил в корне - он приветствовал тот факт, что покупатели могут не знать, что они хотят, и вдохновиться, увидев нечто новое и необычное в витрине.

- В универмаге Селфриджа косметика и духи впервые переехали с верхнего, трудно-достижимого этажа, где было принято скрывать "женские секреты" от мужских глаз, прямо к входным дверям. Эта традиция до сих пор существует в большинстве универмагов мира. А все началось с попыток перебить запах конского навоза с улицы и настроить покупателей на романтический лад.

- Он также ввел понятие промоушена и рекламы в его современном понимании - регулярно обновляемые выставки в витринах (окна универмага Селфридж на момент его открытия были самым большими в Европе), выступления артистов и выставки внутри магазина для привлечения публики и т.п. Так после первого перелета через Ла Манш он выставил в торговом зале самолет, и герой-летчик выступал перед публикой, привлекая толпы.

- В традиционных английских универмагах продавцы жили на верхнем этаже магазина - жилье являлось частью оплаты. Дисциплина и жесткое выполнение предписаний поддерживались системой штрафов - за любое нарушение, от опоздание до сбора в группу посплетничать у прилавка. Селфридж ввел американскую систему, разрешая жить где угодно, введя более высокие зарплаты, меньшие часы работы и даже медицинскую помощь - что помогало мотивировать работников и удачно обеспечивало защиту компании от проникновения профсоюзов. При этом главное, что он требовал от своих подчиненных - это высокого качества обслуживания и внимания к покупателям.

- Селфриджез, открытый американцем, не понимавшим и не принимавшим классового разделения Британии, стал первым универмагом, куда ходили за покупками все слои населения. Конечно, цены были доступны далеко не всем - но именно для привлечения более широкого круга Селфридж придумал два раза в год устравать распродажи....еще одна традиция, существующая и сегодня.

- Шопинг стал, фактически, единственным легитимным занятием для женщин правящего класса вне дома. Они выезжали только в гости и в театр в сопровождении мужчин. Есть в ресторанах считалось допустимым только если ресторан находился при отеле, где они жили - исключения были редки. Домашними делами заправляла прислуга, единственной альтернативой были мероприятия при церкви. А тут у них появилась возможность прогуляться по красивому мраморному залу, попить чай в одном из ресторанов магазина, поглазеть на аксессуары и обменяться впечатлениями....а аксессуаров надо было немало - пуговички, перья, ленты, белье, одних нижних юбок требовалось до шести штук, а переодевались дамы начала века несколько раз в день. В те времена женщинам не было принято носить готовую одежду. Дама выбирала в магазине кружево, ткань, модель - и в мастерской универмага специально по ее меркам изготавливалось платье. Селфридж одним из первых стал продавать готовые вещи - сначала плащи и накидки, а потом, уже после первой мировой войны, когда модели платьев упростились, и женскую одежду.

- И самое необычное нововведение той эпохи: в универмаге Селфриджа впервые появился женский туалет. До этого дамы, в случае чего, спешили домой.....

Хорошо б, конечно, побольше об универмаге, поменьше мелодрамы, но законы жанра... А впрочем, может никакие это не законы, а так привычка, и настал момент поворота от мелодрам к производственным драмам, а? Вот, к примеру, первые сезоны Mad Men, где было так много всего про работу, про дело, согласитесь, были куда занимательнее более поздних страданий юного Вертера стареющего Дрейпера.
Короче, Артура Хейли сюда. Пора.

Во-вторых, мою душу потомка мастеров-ремесленников неизменно греет мораль среднего класса,  простая идея: ты можешь быть творцом и королем в любом деле. Не получается королем? Тогда просто честно делай свою работу. И этого достаточно, чтоб быть уверенным в себе, спокойным и независимым.
Банально, да? (Ага, я вообще, по выражению одной из моих любимых френдесс, пишу тривиальщину и примитивщину) До оскомины. Но вот в англо-саксонских странах об этом, похоже, лишний раз не говорят, потому как само собой разумеется, подразумевается by default. Это на доисторической избито и затаскано, хотя на самом-то деле истинная тамошняя мечта не о результатах трудов праведных, а о духовности и соборности щуке, которая откликнется на любые нужды.

В-третьих, никто не умеет снимать атмосферно-костюмное лучше англичан. И, ах, как продуманы наряды, шляпки, прически - ах!

cinema

Previous post Next post
Up