Под арфой Давида

Feb 23, 2013 12:43


Есть в московском районе Митино одна маленька газетёнка,в которую я изредка пописываю рассказики. Редактором в ней трудится муж моей старшей сестры. Так что, хочешь не хочешь, а в мир журналистики пробиться либо через постель, либо родственными связями. Одну из таких заметок, я и предлагаю вам сегодня прочесть.


От редактора:
  Не всем так везет, как жителям Митина. Им, что ни год-другой, новое метро строят. А в других городах о таком счастье только мечтают. Наш заграничный, собственный корреспондент Марк Ирони живет в одном из самых древних и знаменитых городов на земле, а своего метро у них нет. И не будет. Вот, несчастье. Поэтому он с гордостью пишет о трамваях. Пусть, хоть так утешится...
Под арфой Давида.
Следующая остановка улица Яффо
В те далёкие времена, когда я ещё жил в стране самых длинных железных дорог, в нашей компании ходил анекдот. Точнее даже не анекдот , а так - присказка. Сморозил, например, человек глупость, а ему в ответ: «Дружище, это так же нелепо, как трамвай в Иерусалиме». С тех пор прошло уже больше десятка лет, живу я теперь в столице Израиля, в городе Иерусалим. И, не поверите, у нас, таки есть трамвай! И не анекдотичный, а самый настоящий.
Столичные жители относятся к нему скептически, многие ругают за нестабильную работу, однако все им пользуются. Справедливости ради, отмечу, что не пользоваться им в Иерусалиме практически не возможно, ибо он единственный пересекает цент города, не застревая в его запредельных пробках.
Если говорить об истории запуска трамвая в столице трёх религий, то они берут своё начало ещё в далёком XIX веке. Речь тогда шла не о трамвае, а о поезде на паровозной тяге, соединяющем Иерусалим с портовым городом Яффо. В 1892г. Османская империя запланировала построить такую ветку которая должна была, кроме упомянутых конечных станций, заезжать в Вифлеем, и тогда ещё не входивший состав Иерусалима, городок Эйн-Карем. Кроме того, турки в 1914 запланировали проложить трамвайный маршрут от Яфских ворот старого города к храмовой горе, на которой располагаются мусульманские святыни «Купол Скалы» и мечеть «Аль’акса». И построили бы, наверное, если бы не война.  Война, естественно, с англичанами. Те, соответственно, придя в Палестину, планы турков в жизнь воплощать не стали, ибо негоже им, великой империи, советоваться с кем бы то ни было, как властвовать и города обустраивать. Однако, британцы во время той самой войны, застряв на некоторое время к северу от города, построили в Иерусалиме рокаду, с целью снабжения войск провизией и боеприпасами. И даже после окончания войны, английская ветка ещё несколько лет функционировала Потом, ее демонтировали за ненадобностью.
Идея современного трамвая в святом городе возникла в умах израильских мужей только в 1997-м году. Сказка должна была стать былью ровно через 10 лет, к 2007-му. Сродни легендарному БАМу, на строительство скоростного столичного трамвая были брошены все свободные силы еврейского государства, а так же половина его бюджета. Компания застройщик менялась  4 раза. Сначала, за дело бралась одна французская контора. Но из-за того, что часть маршрута проходит через отвоёванные в 67-м году у арабов спорные территории, и связанным с этим давлением мусульманских стран, французы были вынуждены пойти на попятную. Потом к проекту поочерёдно присоединялись 2 немецких застройщика, но с ними тоже, как-то не срослось. В итоге, осилить задачу пришлось собственными силами,  правда, не без помощи вышеупомянутых бюргеров.
Когда строительство перешло в свою активную фазу, обнаружилась одна серьёзная проблема. Город-то старый.  Где не копнёшь, везде развалины да древность. Через каждые полметра приходилось вызывать бригаду археологов, чтобы те давали вердикт, можно ли здесь класть рельсы, или надобно в срочном порядке организовывать раскопки.  Другими словами, через несколько лет такой вялотекущей стройки, стало понятно, что в сроки никак не уложиться. Пришлось укорачивать изначально запланированный маршрут, и практически вдвое увеличивать бюджет.
Для соединения 2-х центральных столичных улиц Яффо и Герцля было решено воздвигнуть мост. Да не просто мост, а такой, чтоб стал символом нового Иерусалима. Спроектировать его было поручено модному испанскому архитектору Сантьяго Калатрава, который назвал своё футуристическое детище «Арфой Давида». Мост и в самом деле получился впечатляющий.  Огромная 360 метровая мачта держит его 66 струнами-тросами так, что он как будто висит в воздухе. Мост виден далеко за пределами Иерусалима.
До начала строительства, считалось, что в столице еврейского государства дикие пробки. По этой же причине сам трамвай и стали прокладывать в городе. Но с началом работ, иерусалимцы поняли - на самом деле они, понятия не имели, что такое эти пробки. Преодолеть центр города пешком, стало значительно быстрее, чем сделать это на любом виде транспорта, а строительная техника на 10 лет стала привычным столичным пейзажем.
И вот, наконец, в 2011 году его запустили. Сказать, что новый иерусалимский трамвай вызывает те же ассоциации, которые возникают у русского человека при упоминании слова трамвай, можно весьма с натяжкой. Уж совсем он не похож на своего славянского брата. Ездит быстро, практически бесшумно, оборудован кондиционером и мягкими креслами, да и лица, встречающиеся вашему покорному слуге в трамвайном вагоне по дороге на работу, совсем не напоминают картины из его советского детства.
В самом начале своей работы,  «диковинку» запустили в бесплатном -тестовом режиме. Из-за огромного количества зевак, катавшихся в трамвае как в туристическом автобусе. Его и в самом деле было тяжело воспринимать, как транспортное средство для поездки из точки «А» в точку «Б». Религиозные мужчины вывозили свои многодетные семьи на обзорную экскурсию по городу, туристы фотографировали виды подъездов к Иерусалиму с «Давидова» моста, а непривыкших к трамваю прохожих, приходилось гудком разгонять с рельсов.
Через пару месяцев город оправился от шока, к трамваю привыкли, и он стал одной из его составляющих. Только лишь старушки по сей день не могут разобраться как правильно прокомпостировать билет в чудо машинке.
А я, каждый раз заходя в вагон столичного электропоезда, едва заметно улыбаюсь, вспоминая тот старый анекдот, о том, что трамвай в Иерусалиме, это нелепо. Да и не анекдот вовсе, а так - присказку.
Марк Ирони.
Автор выражает благодарность Александре Бен-Ари за историческую справку.

очерк.

Previous post Next post
Up