Уже начали приходить поздравительные письма с вот такой незамысловатой красотой:
Мне же захотелось повторить собранную ранее в пост
"Яйца Фаберже. Рождение Легенды." маленькую частичку информации, известную из многих источников, о более сложных вариантах такой красоты.
Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, созданы между 1885 и 1917 г. для российской императорской семьи и частных заказчиков. Всего известно о создании 71 штуки (сохранилось 62), из которых императорскими (сделанные по царскому заказу) являются 54 (сохранилось 46).
Первое яйцо "Куриное" ювелиры фирмы Карл Фаберже создали в 1885 г. по заказу Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Яйцо снаружи было гладким и эмалированным, внутри находилась изготовленная из золота курочка. Внутри самой курочки была спрятана небольшая рубиновая корона.
Данное яйцо стало вариантом яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого сохранились до сегодня. Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. В соответствии с царской волей, кольцо было заменено на цепочку с кулоном-яйцом из роскошного рубина, который Императрица Мария Федоровна могла носить как «символ императорской власти».
Яйцо покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью; створки держатся на трех штыковых замках. Внутри - «желток» матового золота, который, открываясь, содержит фигурку курочки из цветного золота в гнезде с замшевой подкладкой и гравированными по золоту краями, изображающими солому. Оперение выполнено из чередующегося цветного золота, голова - из желтого, а гребешок и сережки - из красного. Все поверхности тщательно выгравированы, глаза выполнены из рубинов-кабошонов. Корпус курочки открывается посредством скрытого в хвосте шарнира, на брюшке выгравированы желтого золота лапки.
Мария Фёдоровна и Александр III.
Александр III коснулся вопроса о заказе фирме Фаберже подарка в письме своему брату Великому князю Владимиру Александровичу 1 февраля 1885 года:
«…Это правда будет очень мило. Я бы предложил заменить последний подарок маленьким кулоном в форме яйца из какого- нибудь драгоценного камня. Пожалуйста, поговори об этом с Фаберже, я Тебе буду очень благодарен… Саша».
Вот так рождалась легенда.
Подарок понравился, и Фаберже получил заказ изготавливать по уникальному яйцу ежегодно. Император Николай II начал заказывать два яйца - матери и жене. Кроме того было выполнено какое то количество изделий (говорят о 17) для частных заказчиков, в том числе серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге.
В счете, представленном Фаберже в 1885 году, и в описании изделий фирмы 1889 года указаны корона и два рубина как сюрпризы пасхальных яиц, но в 1917 этих деталей в яйце уже не было.
Описываемое яйцо включено в учетные книги Н. Петровым, помощником управляющего кабинетом Его Императорского Величества: «Белое, покрытое эмалью яйцо, с короной, инкрустировано рубинами, бриллиантами и алмазами огранки «роза» (с двумя рубиновыми яйцевидными кулонами - 2 700 руб.) - 4151 руб.», после чего следует другая запись:
«9 апреля [1885]. Ювелиру Фаберже за золотое яйцо с драгоценными камнями, 4151 руб. 75 коп. 11 апреля. Ассигнование № 337».
В списке императорских пасхальных яиц, который Н. Петров начал вести в 1889 году, яйцо с курочкой указано под № 1 и датировано 1885 годом.
Яйцо с курочкой было конфисковано Временным правительством и продано некоему господину Дереку. Позже, 15 марта 1934 года, оно было выставлено Фредериком Берри на аукционе «Кристи» в Лондоне, лот 55. В каталоге содержались сведения о том, что это яйцо было подарено императором Александром III супруге в 1888 году. Его продали за 85 фунтов стерлингов (стартовая цена составляла около 50 фунтов стерлингов) господину Р. Суинсон-Тейлору (которому позднее был пожалован титул лорда Гранчестера), победившему в торгах своего соперника господина Сассуна.
Идея изготовления пасхального яйца с сюрпризом-курочкой и короной в ней использовалась многими мастерами в XIX веке. Известно большое число таких ювелирных изделий, изготовленных в Вене или Венгрии.
Традиция дарения обыкновенных раскрашенных яиц, как правило красного цвета, восходит к средневековью. Со временем пасхальные яйца становились все более роскошными, и вместо куриных стали дарить искусно раскрашенные утиные или гусиные яйца, яйца из дерева, папье-маше и яйца, покрытые лаком. В конце XVIII века, после основания фарфоровой мануфактуры в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Стекольного завода при Екатерине Великой, император и императрица с каждым годом дарили все больше пасхальных яиц из этих редких по тем временам материалов.
К середине XIX столетия количество фарфоровых яиц, раздариваемых при Дворе, достигло пяти тысяч, а стеклянных - семи тысяч. Александр III приказал сократить число фарфоровых и стеклянных яиц, которые раздавались императорской четой по поводу пасхального праздника, до 120. В эпоху правления Александра III появились фарфоровые яйца с золотыми монограммами на белом, кобальтовом или ярко-красном фоне в технике «бычья кровь» (sang de boeuf).
Наиболее ранним известным ювелирным изделием в форме яйца с монограммой является усыпанный драгоценными камнями золотой несессер с часами, изготовленный в Париже в 1757-58 гг. и украшенный инициалами владелицы - императрицы Елизаветы Петровны. Оно послужило прототипом для яйца «Петр Великий», изготовленного Фаберже в 1903 году, которое сейчас хранится в Ричмонде, штат Вирджиния.
Несколько изделий такого рода относятся ко времени царствования императрицы Екатерины Великой - например, золотая, украшенная эмалью, курильница для благовоний (brыle parfum) в форме яйца, которую, как принято считать, подарил императрице ее фаворит, светлейший князь Григорий Потемкин. Курильница Екатерины Великой, несомненно, была хорошо знакома Фаберже, а в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В этом же собрании хранится украшенный бриллиантами брелок-амулет в форме яйца с миниатюрным портретом императрицы внутри. Этот брелок мог вдохновить Фаберже на изготовление большого количества крохотных пасхальных яиц. Комплект из четырех чашек с крышками, выполненный из золота, эмали и слоновой кости в 1780-х годах, быть может, навел Фаберже на мысль о создании яйца с золотыми ландышами.
Еще несколько наиболее симпатичных изделий Фаберже выглядят так:
1894. «Ренессанс» Ювелир - Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».
1899. «Часы (Букет лилий)» Яйцо-часы. Ювелир - Михаил Перхин. Рубиновый пандан с розами утерян.
1896. «Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)» Ювелир - Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, в память об отце. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.
1906. «Кремль» Самое большое из яиц. Изображен Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
1887. «Яйцо-часы с синей змеёй» Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Неподвижная змея служит стрелкой.
1898. «Ландыши» Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
1898. Первое из семи яиц Кельха. «Курочка Кельха» Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца.
1890. «Весенние цветы» Букет с цветами похож на букет из яйца «Зимнее».
1902 «Клевер» "Ажурное". Сюрприз утерян, предположительно портретные миниатюры великих княжен.
1891 «Память Азова» Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Ювелиры - Михаил Перхин и Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.
1908. «Павлин». Павлин может сниматься с веток. Ювелир - Дорофеев.
1911. «Лавровое дерево». Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри - заводная птичка.
1913. «Зимнее» Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз - корзина с анемонами. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб).
1901. «Корзинка цветов» Ножка была утрачена и реставрированна позже. Сюрприз утерян.
1897. «Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами» Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри - сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Яйцо-сюрприз в форме окаймленного бриллиантами сердца, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с датой «1897», выложенной алмазами, cтоит на шестигранной ножке, покрытой белой эмалью с росписью в виде вьющейся по спирали виноградной лозы, на куполообразном уступчатом основании, украшенном лепестками из золота, алмазами, землянично-красной эмалью с позолотой и жемчугом. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зеленой эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке - миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном - император Николай II, во втором - его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем - великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании. На основании курсивом выгравирована надпись по-русски «К. Фаберже».
1899. "Воскресение Христово" Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее). Христос представлен стоящим над гробницей с двумя коленопреклоненными фигурами ангелов по сторонам. Одеяния выполнены белой эмалью. Группа помещена на овальной площадке, окаймленной алмазами и поддержи- ваемой снизу рифленой ножкой, декорированной череду- ющейся белой и прозрачной земляничной эмалью. Вся композиция заключена в прозрачную яйцеобразную емкость из горного хрусталя, обведенную по вертикали алмазным бордюром. Яйцо поставлено на четырех-частную ножку, с многоцветным эмалевым орнаментом в стиле Возрождения, с четырьмя жемчужинами у основания и одной, большего размера, - на перехвате ножки. Клейма: инициалы мастера- исполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14-каратного золота).
1916. «Военное стальное» Сюрприз - миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши - результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо - самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. Предположительно, сегодняшняя блестящая полировка стали была cделана во время советской власти, чтобы не появилась ржавчина.
1916. Яйцо «Орден Святого Георгия» покинуло Россию с Марией Федоровной через Крым в 1919 г.
Одно из последних яиц Фаберже - "Орден Святого Георгия" - изготовлено в 1916 году. Только это яйцо из всех пятидесяти Марии Федоровне удалось самой вывезти из большевистской России в 1919 году на борту английского дредноута "Мальборо". На яйцо нанесена сетка из зеленых листьев и лента Ордена Святого Георгия. С двух сторон яйца находится Орден С. Георгия, открывающий посредством маленькой кнопки Миниатюры - Портрет Николая II и Портрет Царевича Алексея Николаевича. На вершине яйца серебряная монограмма Императрицы Вдовы Марии Федоровны, окруженная венком. В основании яйца серебряная дата "1916" окруженная таким же венком.
1917. «Cозвездие» «Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка - положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья. Предназначалось Александре Федоровне, не было закончено.