Николай Платонов (Микола Слуцький). Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная... Первая известная грамзапись.

Jun 01, 2011 22:10

«Hiч яка мiсячна» в исполнении Николая Платонова. Запись 1937 года (грампластинка Ногинск B-5291):

«Скажи мені правду» исполняет Николай Платонов.
Оборотная сторона пластинки с записью романса «Hiч яка мiсячна»:

Хочу высказать огромную благодарность Валентину Антонову, автору статьи Николай Платонов. Первая грамзапись «Ночи» на сайте Солнечный ВЕТЕР. Много информации, деталей, мелочей из той далекой эпохи на фоне расследования-исследования биографии Николая Платонова (Миколи Слуцкого), талантливого певца, актера, педагога, в исполнении которого и звучит на грамзаписи от 1937 года "Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная..."

Для тех, кто не одолеет статью Николай Платонов. Первая грамзапись «Ночи» из-за наличия много букв - тезисно в нескольких абзацах переложение:

Первая известная грамзапись популярного украинского романса «Hiч яка мiсячна» была сделана в 1937 году. На этикетке грампластинки, выпущенной Ногинским заводом, можно прочитать и фамилию исполнителя: «Арт. Київ. Держ. т-ру оп. та бал. М. П. Платонов». Аккомпанирует трио в составе О. Сандлера (фортепиано), Л. Розенфельда (скрипка) и В. Хотинского (виолончель):



Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная,
Видно, хоч голки збирай.
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиноньку в гай.

Сядемо вкупi ми тут пiд калиною -
Та над панами я пан!
Глянь, моя рибонько: срiбною хвилею
Стелеться в полі туман.

Небо незмiряне, всипане зорями, -
Що то за дивна краса!
Срiбними зорями там пiд тополями
Грає перлиста роса.

Ти ж не лякайся, що нiженьки босiї
Вмочиш в холодну росу:
Я ж тебе, вірную, аж до хатиноньки
Сам на руках однесу.

Ти ж не лякайся, що змерзнеш, лебедонько,
Тепло - нi вiтру, нi хмар.
Я ж пригорну тебе до свого серденька,
А воно палке, як жар.




Детство и юность Николая Платонова прошли в Украине. Родился он 13 декабря 1902 года, младшим ребёнком в семье православного священника Платона Слуцкого. Микола Слуцкий - вот как его звали на самом деле. Гражданскую войну он встретил 15-летним юношей. Cвоим становлением как певца Микола Слуцкий обязан выдающемуся педагогу Елене Александровне Муравьёвой, которая преподавала в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко, а с 1920 года воспитывала солистов оперы в Киевской консерватории.
Елена Муравьёва «поставила на ноги» многих выдающихся наших певцов. Одним из них был, например, Иван Семёнович Козловский, который оставил о ней и о её творческом методе, безо всякого преувеличения, восторженные воспоминания:
"Кто мать забывает, того Бог карает. Всю жизнь благодарно кланяюсь своим родителям, учителям, а особенно Елене Александровне Муравьёвой, которая много людей на ноги поставила - четыреста душ, - и все они стали профессиональными певцами…
Истинный учитель у человека может быть только один. В моей жизни им была профессор Киевского музыкально-драматического института Елена Александровна Муравьёва…
Когда бы ни размышлял о своём творческом пути, неизменно возвращаюсь мыслями к этому замечательному человеку, обладавшему исключительным даром педагога-вокалиста. Муравьёва безошибочно определяла, какими гранями должен засверкать тот или иной голос, как помочь ему обрести свою неповторимую форму…"

«Особенные способности» требуются, конечно, и от ученика. Даже самый выдающийся педагог сможет дать своему ученику лишь столько, сколько тот сумеет взять. По-видимому, Микола Слуцкий сумел научиться у Елены Муравьёвой многому. «Николай Платонович знал секреты старой итальянской вокальной школы, которую он унаследовал от Е. А. Муравьёвой, и конкретно показывал, как ей владеть», - пишет Галина Зайцева, ученица Николая Платонова, хорошо знавшая певца в последний период его жизни.

В словаре «Отечественные певцы. 1750 - 1917», в статье, посвящённой Елене Александровне Муравьёвой, читаем следующее:
Воспитала св. 400 певцов и педагогов, среди к-рых - […] З. М. Гайдай (в 1923-27), […] И. С. Козловский (в 1918-19), […] О. А. Петрусенко (в 1924-25), Н. П. Платонов (в 1921-25), […]

В первой половине 20-х годов, беря уроки вокала у Елены Муравьёвой, Микола Слуцкий одновременно участвовал в концертах украинской хоровой капеллы «Думка», созданной в 1920 году. Само название капеллы является сокращением: «Державна українська мандрiвна капела» по-украински означает «Государственная украинская передвижная капелла». Передвижная - само это название предполагает очень частые гастроли. Уже за первые годы своего существования капелла «Думка» дала многие сотни концертов - и на Украине, и в Москве, и в Петрограде, и на Урале.
Примерно в 1925 году в жизни Миколы Слуцкого произошёл крутой перелом: выступления молодого певца капеллы «Думка» были замечены Константином Сергеевичем Станиславским, который пригласил его в Москву, в свою Оперную студию.
Известен факт, как он получил псевдоним «Платонов». Перед премьерой спектакля «Евгений Онегин», где он пел партию Ленского, идя на последнюю репетицию, он увидел на афише театра, против фамилии Ленский, новое имя исполнителя - «Платонов».
Он был крайне удивлён и расстроен, что Станиславский взял на эту партию нового тенора. Встретив Станиславского в театре, услышал ответ: «Коля! В Киеве каждый второй сапожник - Слуцкий. Поэтому отныне ты будешь Платоновым».
Вот так с лёгкой руки великого режиссёра Микола Слуцкий превратился в Николая Платонова…

В 1934 году Платонов решил вернуться в Киев. Причина этого решения была самая прозаическая: бытовая неустроенность и отсутствие каких-либо перспектив. Узнав об этом, раздосадованный Станиславский пишет Собинову (письмо от 1 сентября 1934 года): «Знаю, что гениальный Платонов собирается уходить, чему я очень рад». Это письмо было, между прочим, одним из последних, полученных Л. В. Собиновым: всего через полтора месяца великого певца не стало…

Последние предвоенные годы были, вероятно, лучшими в творческой карьере Николая Платонова. В Киевском оперном театре он быстро стал одним из ведущих артистов. Он был полон сил, был красив и талантлив, он был любим киевской публикой, много пел в театре, записывался на грампластинки и снимался в кинофильмах.

В музыкальном фильме режиссёра Ивана Кавалеридзе «Наталка Полтавка», первом советском кинофильме, сделанном в жанре «фильм-опера» (1936 год), Николай Платонов спел основную тенорную партию.

Зоя Гайдай и Николай поженились вскоре после возвращения Николая Платонова из Москвы в Киев. Московские бытовые неурядицы Платонова остались в прошлом. Теперь, в Киеве, он был востребован и любим, у него была известность, сравнимая разве что с известностью Сергея Лемешева в Москве, прекрасная жена - на зависть многим, материальный достаток и, казалось, безоблачное будущее.

В 1941 году Зоя Гайдай, среди самых-самых первых, стала лауреатом Сталинской премии - вместе с Шостаковичем, Козловским, Лемешевым. Быстро проскочив обязательную ступень заслуженной артистки УССР, она получила звание народной артистки Украины, а в 1944 году стала и народной артисткой СССР.

А её муж, Николай Платонов, получил звание заслуженного артиста Украины, да так в этом звании и остался… Интересные подробности упоминает в своём письме Галина Зайцева:
"Из рассказов Николая Платоновича известно что Сталин очень любил Зою Гайдай как певицу, и у них дома был даже прямой телефон с его кабинетом. Известен такой факт, что театр подавал документы на присвоение звания народных артистов УССР как Гайдай, так и Платонову. Но Сталин сказал: «В одной семье двух народных много, хватит одного!». И дал звание Зое Гайдай…"
Началась война Очень быстро была организована эвакуация целого ряда ведущих артистов Киевской оперы в глубокий тыл. В далёкую Уфу, столицу Башкирии, Николай Платонов и Зоя Гайдай отправились тоже вместе - отъезд состоялся 2 июля 1941 года.
11 июля 1941 года киевляне прибыли в незнакомый город Уфу. Уже 19 и 20 июля состоялись первые концерты Зои Гайдай, Константина Лаптева, Николая Платонова. Потом был Иркутск.
В заключительный год войны Николай Платонов участвовал в съёмках музыкального фильма-концерта «Украинские мелодии», снятого на Киевской киностудии художественных фильмов. Премьера фильма состоялась в августе 1945 года, и в нём, вместе с Николаем Платоновым, снималась также и его на тот момент жена - Зоя Гайдай.
Их брак окончательно распался во второй половине 40-х годов: между 1946 и 1950 годами.
Столь благополучно для Платонова начавшийся «киевский» период его жизни - закончился. Заслуженный артист Украины, он покидает Киевский театр и навсегда уезжает из Киева.


Дальше Куйбышев (Самара), Калинин (знакомство с будущей женой - артисткой драматического театра, заслуженной артисткой РСФСР Л. Борисовой), г. Новосибирск - и успешная педагогическая работа в качестве заведующего отделением и педагога по вокалу в Новосибирском театральном училище и в Новосибирском театре Музыкальной комедии. Правда, несмотря на то, что на Украине он был доцентом Киевской консерватории, в Новосибирскую консерваторию его не допускали.
Но это совсем другая история...

Короче, читаем Николай Платонов. Первая грамзапись «Ночи»

Николай Платонович Платонов скоропостижно скончался от инсульта 8 октября 1968 года, совсем немного не дожив до 66 лет. Он был похоронен на городском кладбище Новосибирска.

PS. И еще раз спасибо Валентину Антонову за его собирание по крупицам нашей памяти.
И за слова о Галине Александровне Зайцевой - ученице Николая Платонова, прекрасном и скромном человеке и замечательной певице... Рассказывают, что незадолго до своей кончины, слушая пение Галины Зайцевой, Платонов вдруг заплакал и произнёс: «Галонька, девонька, ты прославишь меня»…
А теперь у «Галоньки» есть уже и свои ученики, которые поют в Италии, поют в Испании, которые в наше такое забывчивое время помогли ей выпустить в 2005 году небольшую книжку с очень точным названием - «Золотой крест вокала».
Русская народная песня «Волга-реченька глубока» в исполнении Галины Зайцевой:


Точнее не скажешь - «Золотой крест вокала».

романс, опера, истории, песня, музика, Україна, музыка, певец, pleer, талант

Previous post Next post
Up