Занавес!

Sep 17, 2015 13:12



О несостоятельности бараньих теорий
По календарю у нас скоро праздники, целая череда. Первым идет так называемый “еврейский Новый год”, Рош а-Шана.
Праздники это вообще интересный феномен, тем более еврейские. Историки, культурологи и сионисты, из светских, добросовестно пытались разобраться с их происхождением, привязывая их, как и положено, к злакам, к календарю землепашца. Потом, вспомнив: стоп, евреи - они же баранов пасли, начинали строить новые теории.
В результате, как это часто бывает с евреями, ни злаковые, ни бараньи теории об основах их народной жизни, не выдержали испытания временем. И то сказать: тысячи лет упорного, наперекор всему, сохранения этих основ любую теорию сметут.
Ну а мы, так как теоретизировать нам и некогда, да и не по чину, - просто отметим несколько любопытных особенностей “праздника как такового”. А также взглянем, - в частности, с точки зрения каббалы, - на отдельные характерные моменты праздника Рош а-Шана.

Сгруппируйся к празднику
Так вот, праздники и выходные отличаются от будней хотя бы тем, что “колесо”, в котором ты как белка, - язык на плечо, - мчался, вдруг останавливается. К концу недели как-то успеваешь сгруппироваться, чтоб сотрясения не случилось при резком торможении. И этой готовностью как бы включаешь выходные в нервный режим кручения. А вот праздники, особенно еврейские, часто бывают таким стоп-краном, что, случается, выпадаешь из колеса. Влезай потом обратно...
Фирмы и балабайты пытаются смягчить этот стресс подарками к празднику, но... Все мельчает в жизни, в том числе и стоимость, (а значит, и лечебно-профилактический эффект) их подарков.

Так за что пьем?
Далее. В праздник можно организовать, например, застолье, всей мишупухой, или с хорошими друзьями. Посидеть вместе и выпить. Можно, конечно, устроить что-то подобное и в выходные, и в будни, просто праздник как-то обязывает. А в праздничном застолье есть одна интересная вещь, которую стоит отметить.
Вещь эта ненадолго вытряхивает нас из рутины. Дело в том, что колесо, в котором крутишься, по жизни, - оно одноместное, на одну “белку”, и думаешь все как бы себе не споткнуться на бегу. А тут, за общим застольем, вдруг расцветает “мы”. В тостах, например. Пьем ведь за что? - “чтоб мы…”, “чтоб у нас…”, если шире, то: “ну, давайте, чтоб все…” Сказать “выпьем за меня” в шутку можно, а так чтоб всерьез… Ты же не Винни Пух, и не Карлсон с крыши.
Короче, в застолье правит бал ощущение “мы”. Пьем, конечно, и за других, хотя тоже в форме “чтоб они были НАМ здоровы”: за женщин, например, или - за солдат ЦАХАЛа.
Ну а так, чтоб совсем уж за других, типа: “ну, давайте, за марокканцев, чтоб были здоровы и счастливы... чтоб религиозные… чтоб эфиопы были устроены…” Такого нет, конечно. Ну и правильно, - нечего нас делить на таких и сяких, все мы один народ. Хотя “другие” - тема с очень интересным перцем и смыслом, но - об этом чуть дальше.

Склепать будущее своими руками?
Еще в праздники будто приоткрывается какая-то заслонка, или, более празднично: “занавес”, скрывающий будущее. Особенно это чувствуется в дни, которые фигурируют у нас как “Новый год”: так называемый “гражданский”, и так называемый “еврейский”.
Само слово “новый” дает ощущение, что есть будущее. И не в смысле - когда выплатим, наконец, машканту, или выдадим Риту замуж, а - будущее вообще. И мы пьем за то, чтоб это “вообще” было хорошим.
Подшутить над собой, конечно, полезно, но - что мы можем действительно сделать для хорошего будущего, кроме того, чтобы, собравшись, сидеть и пить за него? Можем ли мы его сами, своими руками, склепать, в самом деле?..
Трудно это, конечно, и, в основном, по двум причинам. Во-первых, будущее у нас может быть только общим, тем более в условиях нашего Ближнего нам всем Востока.
А во-вторых, то, каким оно будет, зависит от слишком многих обстоятельств и слишком многих людей. Даже если не вести речь о некоей планетарной взаимозависимости людей. Мы же, не сглазить бы, народ достаточно автономный и опытный, способный сам создать свое будущее. Но даже в этом народе все остальные для “нас”, - для каждого сектора и социальной группы - это не “мы”, все они - “другие”.
Вот где они появляются в нашей жизни, те самые “другие”, о которых шла речь выше. Появляются весомо, - не отмахнешься, - именно в самом дорогом для человека вопросе - как обеспечить будущее. Человек ведь и отличается от животного тем, что “живет в будущее”. А животное просто живет.

Жил-был один парень...
Кстати, о человеке. В каббале, например, Рош а-Шана рассматривается как день сотворения человека, Адама. “Человека” - именно в том смысле, о котором только что шла речь: у одного из тогда живущих людей, обычного с виду парня, появилось понятие о будущем, - людей, Земли, мироздания.
Остальные, - его родственники, народ, все вообще жившие тогда древние люди, - так и остались со своим настоящим, которое быстро стало прошлым. Остались обычными двуногими прямоходящими, вполне для своего времени цивилизованными… но - без будущего.
Что же произошло с Адамом? как произошло “сотворение”? Адам открыл, что в мире, во всем, что существует, действует изнутри, в общем, одна сила - сила добра.

Сам ты быстро выдохнешься
Можно спросить: при чем тут будущее. Очень “при чем”, даже дважды.
Во-первых, только знание того, какая сила управляет миром, дает возможность разобраться, реально, к чему дело идет. В нашем случае - к добру. Просто есть два пути к нему - или сознательное развитие, или не про нас будь сказано, - путь страданий, ну, скажем так, - больших и горьких разочарований в том же добре.
А во-вторых, форма сознательного пути, осознанного движения в будущее, зашифрована в самом имени “Адам”. Оно - от слова “домэ”, “подобный” той, внутренней силе, - так же как и “адама” - земля, дающая жизнь. Если будешь “Адамом”, то есть, станешь подобен силе отдачи и добра, - будет из тебя человек.
И тут начинается самое интересное, пусть и не совсем приятное. Ты бы и готов стать и добрым, и поддерживать всех, но если все вокруг тебя будут другими - быстро выдохнешься. Еще и озлобишься. То есть дело не в том, какой я и ты, какие “мы”, и какие “другие”, дело не в физиономиях и характерах. Дело в отношениях между всеми нами. Будут отношения отдачи и взаимопомощи, причем не через дядю в кнессете, а - “по горизонтали”, - будет добро и будет будущее. Не будет этого - извините.
В этом-то и есть вся острота и весь смысл возможности “сделать будущее своими руками”.

Не надо быть дядиным хвостом
Ну и еще пара любопытных деталей из празднования Рош а-Шана. Первая - это о “дяде в кнессете”, точнее - о рыбьей голове. Традиционно на новогоднем столе у евреев лежит на блюде рыбья голова и говорят: “чтобы мы были головой, а не хвостом”. То есть сможем обеспечить будущее, только если мы сами будем вести процесс создания новых отношений в нашем обществе. Причем сознательно - “быть головой”, а не надеяться, что какая-то “голова” или большой дядя создадут для нас будущее.
И, наконец, само название “Рош а-Шана” означает “начало изменений”. Потому что “шана” от слова “шинуй”.
Так что с новым годом, и - занавес в будущее!

Рош а-Шана, новый год, единство, каббала, будущее, евреи

Previous post Next post
Up