Вопрос возник у подрастающего поколения, да и в принципе не лишне вспомнить в свете последних событий. А что касается конкретно соцсетей - так и в связи с характером коментов и отфрендов.
Просто пример террора. Настоящего террора. Не "фонового страха", не напряженности, не ужасов военного времени, а именно террора. Намеренного и сознательного устрашения. Как напоминание.
Для тех, кто не в курсе того, что и как происходило в той самой Чечне в 90-е небольшой экскурс. Прежде всего обращаю внимания - действия российских властей того времени потворствовали террору, усиливали противостояние и зачастую были крайне непрофессиональны... Это был не тот период истории, которым можно было бы гордиться.
В конце ролика кадры расстрела безоружного человека.
Для начала пояснение, какая Театральная площадь упоминается по ходу этого "шариатского суда". С 1990-1991-го Театральная площадь в Грозном была неким подобием киевского Майдана, то есть местом выступлений ораторов. К апрелю 1993-го с момента провозглашения Дудаева главой независимой Ичкерии не прошло и полутора лет. Наступил серьезный политический кризис, во время акций на Театральной требовали отставки Дудаева, правительства, новых выборов в парламент республики. В итоге Дудаев разогнал парламент, Грозненское горсобрание, МВД и узурпировал власть, введя прямое президентское правление. Фактически произошел переворот. 4-го июня произошел штурм горсобрания в Грозном, а оппозиционеров на Театральной площади разогнали. Вот почему Басаеву в этом ролике так не понравилось, что этот учитель стоял в 1993-м на Театральной.
Летом 1994-го внутри Ичкерии уже шла гражданская война между силами, верными Дудаеву и оппозицией. Правда, это вовсе не означает, что до этого все там было мирно и пушисто. Криминализация республики после бунтов и провозглашения независимого государства в 1991-м стремительно входила в штопор. Неприязненное отношение к нечеченцам, главным образом к русским, переросло в этнические чистки, по сути в геноцид. К 1994-му уже ни при какой национальности нельзя было чувствовать себя защищенным. Все зависело от происхождения, связей, положения в криминальной среде и среди сторонников Дудаева - в основном среди "полевых командиров".
Как раз такое в этом коротком ролике. Некое скорое подобие суда и последующая расправа над тем, кто "стоял на Театральной площади". Таких людей полевые командиры считали предателями, ответственными за то, что в Чечню во второй половине 1994-го пришла армия. Конечно, винили они не себя, не тех, кто воровал для них нефть и деньги, не тех, кто разорял поезда. Они не видели ничего зазорного и возмутительного в этнических чистках, казнях недовольных, работорговле. Ведь с насилия они начали свою власть еще в 1991-м - избив депутатов горсобрания и выбросив его председателя из окна здания. Вот стоять на Театральной в 1993-м - это доказательство предательства народа.
Click to view