Адмиралъ Корниловъ Адмиралъ Нахимовъ Адмиралъ Истоминъ
Но союзники дѣйствовали слишкомъ осторожно, долго простояли на мѣстѣ, и когда наконецъ двинулись, то пошли далекимъ обходомъ кругомъ Севастополя, къ Балаклавѣ, гдѣ рѣшились устроить обширный укрѣпленный лагерь, и уже отсюда начать правильное обложеніе и осаду южной стороны Севастополя. Но когда они съ этой стороны подошли къ Севастополю, то увидѣли его уже прикрытымъ цѣлою линіею превосходныхъ земляныхъ укрѣпленій... Дѣло въ томъ, что защитники Севастополя, воспользовавшись промедленіемъ союзников, въ нѣсколько дней, при неимовѣрных усилiях и неутомимой энергии адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина, успѣли сдѣлать южную сторону Совастополя настолько же неприступною съ суши, насколько онъ былъ неприступенъ съ моря. Линія укрѣпленій, возведенныхъ по плану талантливѣйшаго молодого инженера Тотлебена, была вооружена иъ изобиліи тяжелыми орудіями, снятыми съ кораблей черноморскаго флота, затопленныхъ у входа въ севастопольскую бухту *). Экипажи съ этихъ кораблей были также переведены на укрѣпленія и оказали на нихъ при оборонѣ Севастополя неоцѣнимыя услуги.
Вскорѣ началась знаменитая осада Севастополя, памятная по геройскому сопротивленію, которое оказано было Русскими войсками **). Князь Меньшиковъ, которому поручено было командованіе войсками въ Крыму и оборона Севастополя, неоднократно пытался производить нападенія на укрѣпленный лагерь союзниковъ; но всѣ эти попытки, недурно задуманныя, были плохо п неумѣло приведены въ исполненie: тамъ, гдѣ приходилось сражаться въ открытомъ полѣ, какъ подъ Балаклавой, 25 октября, или у Инкермана, 5 ноября, побѣда оставалась за союзниками; но и о штурмѣ крѣпости не могло быть рѣчи: каждый разъ какъ союзники рѣшались идти на приступъ севастопольскихъ укрѣпленій - они были отбиты со страшнымъ урономъ.
-• - ------ »
*) Суда черноморскаго флота были затоплены, чтобы заградить входъ въ бухту неприятельскимъ судамъ.
**) Союзникамъ все подвозилось по морю, на корабляхъ, и даже въ самомъ Крыму у них была устроена вдоль берега желѣзная дорога; въ Россіи же не было тогда желѣзныхъ дорогъ на югъ отъ Москвы и войска, и запасы двигались изъ внутреннихъ губерній по грязнымъ степнымъ дорогамъ.
Всеобщая Исторiя Оскара Jегера. Переводъ и дополненiя подъ редакцieю П.Н.Полевого.