Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo
Pussy Riot отказались выступать на одной сцене с оперной певицей Анной Нетребко на международном фестивале в немецком Висбадене. Сначала на фестиваль пригласили музыкантов Национальной оперы Украины и харьковского драматического театра. Узнав о том, что туда же приглашена Нетребко, те пригрозили не приезжать, а украинский министр культуры написал организаторам фестиваля письмо: «Украинская сторона не потерпит никакого сотрудничества со страной-агрессором… и не намерена быть частью мероприятий, пропагандирующих российскую культуру». Хотелось бы видеть лица немцев в тот момент, когда они читали это местами хамское письмо. Могу только представлять, как вытягивались их лица. И почти уверена: не будь послание Украины таким нахрапистым, немцы так не погорячились бы в ответ. Но они погорячились и заявили, что не могут отказаться от российских артистов, российской музыки и русского языка, а требования министра культуры Украины недопустимы в свободной стране.
Украинцы отменили участие, и вместо них пригласили Pussy Riot. Pussy Riot? Не умеющие петь и полностью обделённые искрой творчества люди на одной сцене со всё-таки выдающейся оперной певицей? Неужели немцы не могли пригласить другого оперного певца или виртуозного музыканта?! Могли б. Но в очередной раз продемонстрировали, что есть такое знаменитая немецкая прагматика. Pussy Riot - это в чём-то та же самая Украина. Не будь в существовании этой «группы» политического контекста, слушать их песни можно было бы разве что в каком-нибудь балагане, и то в качестве жёсткой сатиры на пение. Существуют они как творческая группа только потому, что у них взамен таланта есть политическая позиция, модная в Европе и Америке. Это, разумеется, антироссийская позиция. А Украина также берёт главные места на международных конкурсах благодаря той же антироссийской позиции в том числе. Так что Германия прагматично приглашает «позицию», а не талант, заодно вставляя шпильку российской власти: вы их в тюрьме держали, а мы зовём на фестиваль, и нас не смущает тот факт, что петь они не умеют.
В конце концов Pussy тоже отказались от участия из солидарности с украинскими коллегами. «Об участии в фестивале Нетребко нам никто не говорил, - пожаловались они. - Никто нам не говорил о том, что нами просто пытаются заткнуть дыру, поместив вместо отказавшихся от выступления украинцев». И тут я начала ждать продолжения истории. Её красивым завершением был бы отказ Нетребко выступать на сцене с таким недоразумением, как Pussy Riot. В конце концов, своим отказом из творческой гордости она могла бы дать понять: люди вроде Pussy с точки зрения искусства столь ничтожно малы, что в дырке между Нетребко и музыкантами всё-таки Национальной оперы, хоть и Украины, они потерянные мошки. Да, это было бы красиво.
Но Нетребко этого не сделала. В одном из интервью после февраля 2022-го она говорила: «Да, я хочу усидеть на двух стульях или даже на трёх. Однажды люди поймут, что я не предатель своей родины и не против Украины». Но один стул из-под неё выбили, когда она публично осудила СВО, - многие россияне отказались идти на её концерты. Второй стул выбили после первой отмены её выступления из-за того, что она русская. Расчёт на то, что антивоенная позиция станет индульгенцией, не вполне сработал. В случае с Украиной понятно почему: для той плох каждый русский. В случае с Pussy - потому что интуитивно они её боятся. Нетребко сейчас кажется, что она прочно сидит на третьем стуле - своём таланте, благодаря которому её всё равно будут приглашать. А в действительности европейцы бьют и по этому стулу прямо ногами. И они выбьют его из-под Нетребко одним тем, что будут заставлять делить сцену с микроскопическими насекомыми вроде Pussy. И тогда пропасть между ними действительно сузится до размеров дырки. Так бывает, когда талант обесценен.
https://t.me/rt_russian/146614