Смоленск. Здание Дворянского собрания. Филармония. (Фасад по улице Маяковского)

Oct 08, 2013 10:57





Адрес: Улица Глинки, 3
Стиль: Классицизм
Годы строительства: Конец 18 века, 1825 год
читать целиком

Играет важную градостроительную роль в центре Смоленска, занимая участок между ул. Маяковского и ул. Глинки, ограничивающей сад им. М.И. Глинки (“Блонье”). Крупное кир­пичное здание - лучший памятник зрелого классицизма в городе и один из самых ярких об­разцов губернских дворянских собраний, хорошо сохранивший исторический внешний облик и многие элементы интерьера, не имеющие прямых аналогий в уцелевшем архитектурном наследии Смоленщины.
В конце 18 века были возведены северное и южное крылья нынешнего здания. Эти само­стоятельные двухэтажные кирпичные постройки со сводами в нижнем этаже сильно постра­дали в войну 1812 года. Для губернского Дворянского собрания между корпусами в 1825 году был встроен более крупный объем с двусветным залом во втором этаже (прежнее Дворянское собрание находилось на месте здания нынешней городской администрации). Отделочные ра­боты завершились только к концу 1831 году, когда окончательно сложился облик здания и его интерьер. Тогда помещения во втором этаже крыльев соединялись широкими арками. В 1859 году (в связи с устройством здесь “Выставки сельских произведений”) они были заложены с оставлением прямоугольных дверных проемов (с ярославскими перемычками) по анфилад­ным осям, вестибюль в центре нижнего этажа был разделен парой пилонов, отопление мо­дернизировано. В самом конце 19 века изменили систему вентиляции, что повлияло на облик интерьеров. Уже в 20 веке были изменены ограждения парадной лестницы.
Центральная часть здания выделена шестиколонным ионическим портиком, возведенным над ризалитом первого этажа и завершенным фронтоном. Нижний этаж и поддерживающие портик мощные пилоны рустованы. В крыльях середина длинных фасадов подчеркнута двухъярусным портиком из четырех тосканских пилястр со ступенчатым аттиком. Двускат­ные металлические зонты на ажурных ампирных кронштейнах украшают входы в здание по его оси и на флангах крыльев. Этажи разделяет широкий гладкий пояс. Все проемы на основ­ных фасадах (восточном и западном) прямоугольные. Средние окна второго этажа отмечены сандриками (в интерколумниях - треугольными). Основные фасады идентичны, только на западной стороне (ул. Глинки) проемы по сторонам центрального входа утоплены в глубь ри­залита, а на ул. Маяковского обращен вход по оси фасада. Над пятиосными торцовыми фаса­дами полукруглое чердачное окно в широком рустованном обрамлении с веерным замком.
Из вестибюля между входами на поперечной оси здания широкая парадная лестница под­нимается в южное крыло. Узкая деревянная лестница в южном торце, сохранившая ампирные точеные балясины в виде узкогорлых сосудов, введет на хоры для музыкантов, открытые ши­рокой лучковой аркой в просторный зал второго этажа. Ярусы его окон разделены широкой полосой, сливающейся с лопатками. Стены зала были вишневыми, с золотистыми поясками. В аванзале с неглубокими арочными нишами рядом с походами в зал стены имели голубова­то-зеленый цвет.
В интерьере сохранились ампирные двери и псевдоготические переплеты (в вестибюле). На полах уцелел щитовой паркет двух типов: в зале - “квадр в крестовине”, а во второстепен­ных помещениях - с разбивкой щита на 16 обрамленных квадратов.
В ряде помещений южного крыла сохранились печи периода классицизма, сооруженные в специальных угловых проемах с арочной перемычкой. Часть из них в середине 19 века разобрали, беспорядочно заложив проемы ампирными изразцами с синим рисунком (вазы) на белом фоне. Во втором этаже уцелела одна из угловых печей с вогнутым зеркалом. Уникаль­ны остатки огромной калориферной печи, заполнившей в середине 19 века темное помеще­ние рядом с вестибюлем.
Вверху продольной капитальной стены южного крыла сохранился пятиугольный продух 18 века - с двускатной перемычкой. Под многими подоконниками в кладку включены косые ке­рамические решетки вентиляционных каналов, изготовленные на предприятиях П.А. Будни­кова.
До самой революции Дворянское собрание было центром культурной жизни Смоленска. В 1848 году здесь чествовали М.И. Глинку, в 1899 году была устроена выставка передвижни­ков; в зале Собрания выступали А.М. Горький, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.В. Нежда­нова, Л.В. Собинов, Пабло Сарасате, Ян Кубелик, М.И. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков. В мае 1918 года в здании разместился Дом Советов.
С 1988 г. и по настоящее время в здании располагается концертный зал им. М.И.Глинки об­ластной филармонии.

По изданию “Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смо­ленская область”
Москва, “Наука”, 2001 г.

здание филармонии в смоленске, классицизм, конец 18 века, концертный зал в смоленске, памятник архитектуры, россия, город, достопримечательности смоленска, 1825 год, улица глинки в смоленске, фасад, культурный туризм, здание дворянского собрания в смоленске, Смоленск, улица маяковского в смоленске, родина, 18 век, Алексей Шаповалов Стерх, архитектура, 19 век, canon eos 5d mark 2

Previous post Next post
Up