Смоленск. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной

Dec 10, 2015 21:10




Смоленск. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Адрес: Смоленск, улица Большая Советская (Благовещенская), 9
Годы строительства: 1671-1676, 1727 - второй этаж и ризница
Архитектор: Иван Калинин (?)
Стиль: Барокко

Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии и дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь переосвятили из базилианского в 1669 г. и назвали в память о древнем Троицком монастыре "на Кловке", разрушенном во время осады Смоленска в 1633 г. До 1703 г. при новом Троицком монастыре жили смоленские архиереи. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия (Еропкина). Собор тогда был одноэтажным. Строил его, вероятно, московский зодчий Иван Калинин. Тогда же к северу от собора возвели деревянный дом для настоятеля, сохранявшийся до 1943 г. (до сих пор под асфальтовой площадкой остается обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор пострадал от урагана. В 1727 г. по указанию епископа Гедеона над собором возвели 2-й этаж и с севера к алтарю примкнула ризница. В 1740-е гг. к собору с юга пристроили каменную усыпальницу над могилами смоленских митрополитов. Тогда же соорудили монастырскую колокольню (на другой стороне нынешней улицы). В 1847 г. часовню над погребениями архимандритов монастыря превратили в придел собора, в 1860 г. перестроены каменные крыльца, над западным притвором поставлен псевдобарочный аттик.
К югу от Троицкого собора находится церковь Зачатия Анны, продолженная к западу небольшим корпусом келий. Построена эта церковь в 1760-е гг., с 1767 г. стала больничной. Западные фасады обоих храмов выходят на красную линию улицы и соединены оградой (вероятно, в 3-й четв. 18 в.). Ворота в ограде перестроены в кон. 19 в. Все здания значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Тогда же сгорел деревянный дом настоятеля, выстроенный в 1674 г. к северо-востоку от собора - сохранились лишь кирпичные подвалы.
Собор Троицы - характерный образец раннего смоленского барокко, повлиявший на облик многих храмов города. Ядро композиции - высокий двухэтажный четверик с полуглавками по центру фасадов. Второй этаж храма - двусветный. Он завершен восьмигранным глухим барабаном. К полукруглой апсиде с севера примыкает равная ей по высоте прямоугольная ризница с лестницей на второй этаж. На второй этаж небольшой трапезной ведут распашные крыльца с изломом спусков к востоку, сходящиеся над западным притвором нижней церкви.
Углы объемов огибают лопатки. Под карнизом четверика - фриз с имитацией балясин. Круглые ниши в полуглавиях окружены многопрофильной рамкой. Этажи разделены городчатым поясом. Оси окон во всех ярусах совпадают. В верхнем ярусе четверика наличниками служат ступенчатые косяки. Наличники остальных окон имеют вид плоской прямоугольной рамки. Крошечное окно на восточном фасаде обрамлено ленточным наличником развитого барочного рисунка - с подоконным полукружием, "ушами" и замковым камнем. Со скромным обликом храма контрастируют нарядные наличники придела и притвора в духе московского зодчества кон. 17 в. Четверик в обоих этажах перекрыт сомкнутыми сводами, трапезные и придел - коробовыми.
Церковь Зачатия Анны - незаурядный памятник стиля, переходного от барокко к классицизму. Пониженная западная часть здания (больничные кельи) выстроена во 2-й пол. 19 в. в русском стиле.
Стройный двусветный четверик был увенчан высоким шпилем над яблоком. Все фасады завершены треугольными фронтонами. Крупная пятигранная апсида и небольшая трапезная равны по высоте. Осевая симметрия плана отсутствует: на северном фасаде четверик выдвинут вперед, с южной стороны к алтарю примыкает узкая прямоугольная ризница. Углы четверика и апсиды отмечены пилястрами. На фасадах храма окна расположены в три оси, прямоугольные нижние окна заключены в плоские рустованные наличники с фронтонами. Небольшие овальные окна второго света обрамлены нарядными рельефными барочными композициями, напоминающими драпировки с подвесками.
Четверик в каждом этаже перекрыт сомкнутым сводом, в алтаре коробовый свод переходит в граненую конху, в восточной части трапезной - коробовый свод с распалубкой.
Грузная невысокая колокольня своими пропорциями и простотой фасадов сближается с западной архитектурой. Восьмерик звона на четверике увенчан глухим восьмеричком с луковичной главкой на высокой шейке. В неглубокие арочные ниши на всех фасадах четверика помещены маленькие окна и киоты. Восьмерик звона прорезан высокими арками (по сторонам света они значительно шире) и отделенными от них полувалом маленькими круглыми резонаторами. Углы нижнего яруса усилены контрфорсами.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом.
Ограда поднимается ступенями, следуя рельефу. Пилястры членят плоскость невысокой стены на прясла с фигурными филенками. Щели с городчатым верхом во фризе над филенками напоминают бойницы.
Ворота, как и западный фасад келий при Зачатьевской церкви, декорированы в русском стиле. Тяжеловесный ступенчатый верх арки проезда с нишей-киотом завершен треугольным фронтоном.

http://palomniki.su/countries/ru/g19/smolensk/troicky-monastery.htm

паломничество, алексей шаповалов стерх, православие, барокко, смоленская епархия, смоленская область, январь, родина, архитектура, памятник архитектуры, россия, христианство

Previous post Next post
Up