В Пскове, на слиянии двух рек, Великой и Мирожки, расположился удивительно красивый, древнейший на Псковщине Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.
Именно здесь, в Мирожском монастыре, был переписан и сохранился величайший памятник славянской письменности «Слово о полку Игореве». Уже одного этого достаточно для паломничества. А еще больше знаменит монастырь Мирожский своим Спасо-Преображенским собором с уникальной фресковой стенописью домонгольской эпохи. Мирожские фрески занимают исключительное место в истории древнерусского искусства, имеют мировое значение.
Возведение Мирожского монастыря связано с именем видного деятеля русской церкви XII века - епископа новгородского и псковского Нифонта. Будучи греком по происхождению, он привлек к строительству монастыря греческих мастеров.
Время основания Спасо-Преображенского Мирожского монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Поэтому напрасно было бы искать в мирожских фресках особые псковские черты и тот неповторимо псковский характер, который неотделим от понятия псковской школы живописи. Все эти характерные особенности местной школы сложатся позже, с годами. Но многие из присущих мирожской стенописи особенностей - суровые, монументальные образы, величественная неподвижность в постановке фигур, плоскостная их трактовка при относительно объемной лепке ликов, несколько удлиненный овал, любовь к тщательной разделке складок - стали отличительными чертами псковской фресковой росписи. Оставили свои работы для потомков, бесценные иконы и фрески, безымянные иконописцы, которые силой своего таланта, художественной экспрессией могли сравниться с лучшими мастерами итальянского Возрождения. Сохранились в церковных списках и летописях имена некоторых монахов-иконописцев. Один из них - святой преподобномученик Корнилий, впоследствии легендарный настоятель Псково-Печерского монастыря, погибший от руки царя Ивана Грозного. Корнилий начинал свой монашеский путь именно в Мирожской обители. Здесь он получил иноческий постриг и научился азам иконописи. А затем, приняв игуменство в Печерском монастыре, он сам написал множество икон, которые весьма почитаются верующими и в наши дни.
В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями, и на долгие годы здесь воцарилось запустение. Но в 1994 году под сводами монастырских стен вновь зазвучала молитва. В то время архиепископ Псковский Евсевий (Саввин) совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма Первомученика Стефана, братского корпуса и дома настоятеля Псковской епархии с целью устройства здесь мужского монастыря и иконописной школы. Первые иноки нового времени пришли сюда из Псково-Печерского монастыря.
http://mirozhsky-monastery.ru/main.html