Земфира "Жить в твоей голове".
На обложке альбома "Жить в твоей голове" Земфира прячет лицо в вороте свитера. Но это альбом не столько о бремени популярности, сколько о бремени независимости. "Хочется быть незаметной, невидной, неслышной, никем не опознанной",- это из новой песни "Чайка". Один из главных сюжетов ее жизни - конфликт с собственной славой, любовь к слушателям и одновременно нарастающее нежелание соответствовать, по ее собственной формулировке - "чесать публике пятки". Альбом "Жить в твоей голове" - это одновременно движение внутрь и вовне. В треках с разумным балансом гитарного перебора, нежных клавишных и минималистичной ритм-секции воспроизведены достижения передовых чужеземных сонграйтеров, в первую очередь (это, кажется, никто не скрывает) - Тома Йорка. Земфира создает в высшей степени уютный, домашний звук. В самом ее голосе стало меньше надрыва и больше ровной констатации. Популярности в народных массах это песням вряд ли добавит. Но в этих же треках есть характер - уже не сумасшедшая юношеская страсть, а взрослая, трезвая сила и понимание. (
© Борис Барабанов)
VA - Son of Rogues Gallery: Pirate Ballads, Sea Songs & Chanteys.
Простого перечисления имен участников проекта будет довольно, чтобы двойной альбом пиратских и матросских песен привлек внимание меломана. Здесь Кит Ричардс, Том Уэйтс, Шон Леннон, Игги Поп, Мейси Грей, Ник Кейв, Гэвин Фрайдей, Майкл Стайп, Кортни Лав, Марк Алмонд, Доктор Джон, Тодд Рандгрен, Broken Social Scene, Akron/Family, Марианна Фэйтфул, Майкл Джира, Энтони Хегарти, а также целая когорта фолк-исполнителей, знакомых только истинным знатокам жанра, и скромное представительство коллег Джонни Деппа в лице Тима Роббинса и Анжелики Хьюстон. С этим альбомом можно залечь где-нибудь на даче с хорошим wi-fi дней на пять, чередуя удовольствие от прослушивания песен с радостью исследования бэкграунда. Ясно, что круто, когда на фоне общего ажиотажа вокруг вернувшихся Swans Майкл Джира вдруг появляется с довольно легкомысленной песенкой "Whiskey Johnny". Но еще интереснее выяснить, что стоит за каждой песней, а также открыть для себя совершенно незнакомых музыкантов, о которых вне "Rogue's Gallery", может быть, никогда и не услышишь. Таким открытием в случае с первым альбомом стал потрясающий блюзмен по имени Бэби Грэмпс, совмещающий обычное пение с горловым. Так наверняка произойдет с кем-то из "сыновей Rogue's Gallery", имена которых известны меньше, чем имя Игги Попа или Тома Уэйтса. Аналогов работе Хэла Уилнера и Джонни Деппа в отечественной практике нет, можно лишь вспомнить давние "Митьковские песни" или неоднозначный проект "Соль". И каждая из песен "Son Of Rogues Gallery" - отличный повод поговорить о том, что такое народная песня вообще и в какой момент куплеты моряков, каторжников или рабов становятся достоянием истории, частью культурного наследия и в конце концов - поп-музыкой.
© Nick Cave And The Bad Seeds - Push The Sky Away. Песни с "Push The Sky Away" хранят священную злобу Grinderman, но ритмически и эмоционально далеки от них, как и от праведных гимнов "Abattoir Blues/The Lyre Of Orpheus" (2004), и от полюбившихся радиостанциям "Murder Ballads" (1996). В мейнстримовом эфире у новых песен мало перспектив. В "Push The Sky Away" одинаково экономно расходуются и рояль, и женский бэк-вокал в стиле любимого Коэна. Зато Уоррен Эллис рядом - даже не как инструмент, а как дух и плоть аранжировок, в которых он отвечает за конкретные традиционные струнные и вообще за пугающе плотный ориентальный фон. Имея эту мощь за спиной, Ник Кейв ведет свой рассказ, строчка за строчкой, лишая ориентиров и сбивая с толку, так что уже и не понять, песня это, книга или фильм.
© David Bowie - The Next Day. Альбом, выпущенный после десятилетнего молчания, снимающий все вопросы о статусе человека, звезды и массмедиозного мифа. В том смысле, что подтверждающий все эти статусы и лишний раз напоминающий о значимости личности в истории. Глубоко личный, с отсылками в прошлое Боуи, и в то же максимально свежий, предельно не-искусственный альбом, в который, как кто-то метко заметил, спичку между песнями воткнуть не получился - цельная, солидная для любого артиста запись. Первое место в большинстве европейских стран и свободном мировом чарте по продажам только подтверждает востребованность затворника среди слушающей братии.
Fallula - Escapism. Великолепная женская indie-пластинка, сочетающая в себе лучшие элементы флагманов жанра - здесь отголоски Marina and the Diamons, Florence and the Machine, La Roux не становятся вторичным и шаблонированным продуктом, а приобретают собственное лицо и свежесть. Абсолютно ненадоедающая, хитовая, модная, замечательная музыка - тут тебе и послушать, и потанцевать, и вдохновиться. Stereomorse стремится именно к этому.
Justin Timberlake - The 20/20 Experience. В отсутствие короля нужно кому-то быть королём. У Джастина Тимберлэйка всё получается. Парень трудится не покладая рук - мужем стал, главой MySpace стал, теперь вот ещё и на музыкальные лавры претендует. Ошибки прошлого творчества, если они и были какие-то, сообразно возрасту, были учтены и исправлены все. Спустя 8 лет Тимберлейк - крайне интересный музыкант и персонаж. Значительный, важный человек. И альбом у него получился платиновый. Во всех смыслах слова. Дорогой звук, буквально патокой льющийся в уши - расплавленные дорогие металлы, бриллианты, вожделения: музыка секса, страсти, медленной ласки, нескончаемого экстаза. Цитирование Барри Уайта в одном из треков? Более чем уместно - альбом дарит те же самые эмоции, проникнутые которыми юные девы, веря сладострастным голосам, укладываются на чистые постели и жаждут обжигающей свежей плоти. Шикарный, и при этом максимально профессионально сделанный альбом - ни одной претензии.
Atoms For Peace - AMOK. Супергруппа Тома Йорка, названная так же, как трек с его сольника "Eraser", не открывает Америку, не развигает жанровые рамки и, в общем, ничем не удивляет - фактически, это следующая сольная работа Тома Йорка, просто в другом музыкальном составе. Однако ж, братцы, Том Йорк своё дело знает - и альбом от этого получается ровно таким, какого все хотели. Запомнить отдельные треки трудно, понять суть послания, в общем, тоже, а слушается тем не менее на повторе до бесконечности. Как всегда. Стабильность - признак мастерства.
Stereophonics - Graffiti On the Train. Великолепные мелодики, крайне харизматичный вокал и в целом классный альбом; группа сделала важный шаг вперёд - очень радостный факт. Солидарен с: ["новый альбом Stereophonics очень удивил и порадовал. Группа безусловно перешла на новый уровень творческого развития, грохочущие гитары и «стена звука» ушли в прошлое, на смену им пришли задушевные баллады, весьма искусно аранжированные с помощью струнных и симфонического оркестра в целом. Лидер группы Келли Джонс заматерел в качестве композитора, его новые песни обрели доселе невиданную глубину и, как уже отмечалось, масштабный кинематографизм. Наверное, творческая концепция сверхуспешной британской певицы Adele повлияла и на британских рокеров - сейчас весьма ценится ретро-звучание и в меру помпезный симфонизм".
© ]
Woodkid - The Golden Age. Эта дебютная работа Woodkid’а - одна из наиболее идейных и цельных пластинок, записанных за последние годы. И, как бы патетично не звучало, в ней нет ничего лишнего - она похожа на пирамиду, которая обвалится, если вытянуть из нее хотя бы один кирпичик. Во всем, что делает Woodkid, можно проследить его авторский почерк, тонкий, изящный и, главное - сугубо индивидуальный. Он - настоящий творец, герой нашего времени. The Golden Age» - не из тех пластинок, что переворачивают мир с ног на голову. Это чрезвычайно личная работа, которая вряд ли станет манифестом поколения. Вместе с тем, она способна перевернуть внутренний мир того, кто найдет в этом мальчике самого себя. Такой человек наверняка скажет: «Это какая-то фантастика! Woodkid словно поет обо мне! Он залез ко мне в голову и переносит на музыку мои собственные мысли и чувства!» А в том, что главный герой альбома, этот несчастный маленький мальчик - он сам, нет никаких сомнений.
© Wavves - Afraid of Heights. Группа Wavves, преступно слабо освещенная в русском интернете, для калифорнийской молодежи стала за последние пару лет если не новыми Nirvana, то хотя бы новыми Green Day - в смысле популярности и соответствия ожиданиям публики. Отличные живые концерты, по энергетике находящиеся где-то между фильмом «Суперперцы» и отжиманиями. Музыка, переворачивающая народный американский жанр поп-панк с ног на голову за счет американского же серфа и собственного мелодического гения лидера группы Натана Уильямса. Уверенная игра на поле совсем, казалось бы, чужеродной музыки - см. прошлогодний микстейп проекта Sweet Valley и феноменальный выход на последнем альбоме Биг Боя. Wavves изначально - не столько даже название группы, сколько творческий псевдоним Уильямса, но если раннюю его музыку еще можно было ассоциировать с одним человеком, то нынешнюю - очень сложно. Натан и его друзья к сегодняшнему моменту из оголтелых укурков превратились в настоящую поп-машину с торчащей из двигателя гитарой и сидящим за рулем марихуановым демоном, и что этой машине может помешать как следует разогнаться - вопрос сложный. Альбом Afraid Of Heights нам еще предстоит расслушать, но и так ясно, что Wavves - это надолго.
© I Are Droid - The Winter Ward. Трудно что-то сказать о группе, но альбом - цельный монолит, звучащий практически в точности как группа Snow Patrol - от барабанщика до вокалиста. Это цепляет и подхватывает.
Hurts - Exile. Братцы наши кролики со своим вторым альбомом ничем особенным не удивили - не стали разбрасываться жанрами и экспериментировать, сделали то лучшее, что смогли - красиво спели. А это у ни получается, как мы знаем, отлично - поза-/прошлогодние российские лайвы тому доказательство. Альбом не такой хороший, как дебютная запись, главное, реноме осталось на уровне - наверное, в этом и была цель диска. Всё в порядке.
How to Destroy Angels - Welcome Oblivion. Долгожданный дебютный альбом сайд-проекта Трента Резнора (если воспринимать его как движущую силу собственного детища Nine Inch Nails) получился странным. Предварявшая альбом EP прошлого года была как-то более близка к привычному для Звуковой Машины Трента звучанию - на полнометражке же как-то всё более в эмбиент-ключе, такая техно-индастриал-нега, скрипы, шурши и шёпоты. Думается, музыка не для всех - такую только в наушниках, да в темноте, да внутрь. Глубоко внутрь - где она точно начнёт резонировать с окружающим мраком.
Foals - Holy Fire. Эксперименты, отголоски предыдущего творчества группы, в том числе знаменитого трека "Spanish Sahara", новые подходы, но без перехода рамок. Неплохо! - скажем мы, и будем правы. Однако ж, есть ощущение, что нам чего-то недодали. Хороший альбом, но хочется большего. По крайней мере, больше музыкального материала.
Dido "Girl Who Got Away". Дайдо, исчезнувшая на несколько лет с музыкального Олимпа, уже точно не будет рваться в высшие эшелоны - слишком там сейчас бурно, как слетел, так и вылетел. На её альбоме - всё то, за что девушку в музыкальном смысле помнят - баллады с хорошими аранжировками и мастерингом звука. Голос мелодичный и холодный; братец Ролло, чувствуется, руку приложил - под пару треков хочется танцевать - наверняка, ремиксы это желание только усилят. В общем, возвращение состоялось. Кому нужно, тот услышал.
Depeche Mode - Delta Machine. Не будучи поклонником группы, тем не менее, хочется порадоваться её возвращению в строй. Альбом проработан, судя по всему, до мелочей - плотный звук, харизма Дэйва, шизофренические музыкации Мартина - всё на месте. И даже Антон Корбайн снова в седле и творчеством вдохновении. Зная, как Депеши работают с материалом, в плане подачи, визуализаций и ремиксов, хочется только склонить в дань уважения голову - хорошо подготовились.
New Order - Lost Sirens. Треки, не вошедшие в предыдущий альбом группы, оказались вполне себе жизнеспособным продуктом - и напоминанием о ТОМ диске, и напоминанием ВООБЩЕ о группе, звучание которой всегда кажется чем-то знакомым и родным. При этом, конечно, нового материала хочется не меньше.
Cliniс - Free Reign II. Расслабленность, полумрак, вечер после трудного дня, туман, и душевная осень. Если что-то из этих симптомов есть в наличии - музыка попадает куда нужно.