На выставке вооружений Defexpo India 2016, прошедшей с 28 по 31 марта в Южном Гоа, украинские участники заявили, что потеснят Россию в сфере военно-технического сотрудничества с Индией. Вспомним наиболее «выдающиеся» достижения Украины на этом поприще.
С больной головы на здоровую
«Мы здесь, чтобы помочь с той головной болью, с которой Индии одной не справиться. В течение почти 10 лет Россия яростно блокировала наши попытки. Мы предложили множество решений, способных дать новую жизнь оружию советского времени, поскольку мы являемся изначальными производителями оборудования», - пафосно объявил посетившим выставку журналистам представитель концерна «Укроборонпром» Петр Федорук.
От военной «мигрени» Украина предлагает лечить Индию в двух основных сферах: во-первых, в модернизации и ремонте советских зенитных ракетных комплексов (ЗРК), включая переносные (ПЗРК) и, во-вторых, в техобслуживании бывшего советского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», ныне ставшего индийским авианосцем «Викрамадитья».
В первом случае украинцы откровенно врут: те ЗРК и ПЗРК, о которых шла речь («Шилка», «Тунгуска», «Квадрат», «Игла» и др.), мало того что были разработаны в СССР, так еще и теми предприятиями, которые располагаются на территории современной России. Так что никакими «изначальными производителями» украинцы не могут быть даже условно.
«Адмирал Горшков» же действительно был построен в ныне украинском Николаеве (тоже в советское время). Однако сконструировали его ленинградские кораблестроители, а после развала СССР он находился в составе Северного флота РФ, где, естественно, и обслуживался. В 2004 году его продали Индии и в рамках контракта провели масштабную реконструкцию в Северодвинске. Палубная авиация на нем, разумеется, тоже российская.
Заявление украинцев по этому авианосцу могут вызвать у специалистов только гомерический хохот. Состояние украинского флота и возможности тамошнего судостроения (особенно после крымских событий) плачевны, и это еще мягко сказано. Символизирует все это догнивающий на стапелях упомянутого Николаева ракетный крейсер «Украина». (Подробнее читайте в материале
«Подводные моськи Украины». Приведем пару фактов оттуда для затравки: за все постсоветское время Украина построила 1 (один) корабль, а сейчас ее главное детище - собранные на коленке бронекатера с экипажем из пяти человек и вооружением в виде двух обработанных напильником башен от БТР и БМП).
Скупой платит дважды
Единственное, в чем украинской стороне можно поверить, так это в том, что они сделают все дешевле, чем Россия. Вот только стоит ли гоняться за дешевизной? В данном случае ответ однозначный: ни при каких обстоятельствах. Поясним, почему.
Что касается индийско-украинского сотрудничества, ему долгое время препятствовала не «яростная блокировка» со стороны России, а тот факт, что в 90-х годах Украина поставила 320 танков Т-80УД Пакистану - злейшему врагу Индии. Именно врагу, а не просто сопернику: обе страны постоянно находятся на пороге войны. При самом плохом раскладе - ядерной. В дальнейшем индийцы постепенно сменили гнев на милость и в погоне за более выгодными условиями, которые определенно необходимы стране, являющейся крупнейшим импортером оружия в мире, попробовали наладить сотрудничество с Украиной.
В 2009 году Минобороны Индии заключило контракт с Киевом на модернизацию сотни легких транспортных самолетов Ан-32. Здесь Россия и правда не могла помочь: продукция концерна «Антонов» полностью является зоной ответственности Украины, на территории которой расположены производственные и ремонтные мощности. При этом 40 машин предполагалось отремонтировать на украинской территории, а остальные - на индийской, с привлечением специалистов «Антонова».
В итоге в прошлом году индийские военные забили тревогу по поводу того, что с Украины вернулись только 35 машин. После долгих поисков «потеряшки» все-таки обнаружились на одном из дочерних заводов концерна. Кроме того, была остановлена модернизация в Индии, поскольку Украина не выполнила обязательств по поставке запчастей. Сейчас Индия ведет переговоры с Россией о строительстве совместного транспортника на замену Ан-32.
На честном слове и на одном крыле
Еще более громкий авиационный скандал на днях взмыл к новым высотам. Все началось в 2013 году, когда компания «Укрспецэкспорт» подписала с военным ведомством Хорватии контракт на ремонт и поставку 12 самолетов МиГ-21. Из них семь машин являлись хорватскими, а еще пять были в собственности одесского авиаремонтного предприятия: их в свое время не удалось сбагрить в Йемен. Работы предполагалось выполнить за один год.
Сразу скажем, что корпорация «МиГ» является российской, и украинским компаниям лицензию на обслуживание своей техники она не давала. Однако небогатым хорватам, которые были вынуждены латать эти ветхие самолеты, разработанные еще в 50-х и снятые с вооружения многих стран-эксплуатантов, выбирать не приходилось.
В начале 2014 года стало понятно, что Украина срывает сроки. Затем начались большие вопросы к качеству ремонта: впрочем, мы все знаем, что происходило на Украине в это время. В июле того же года Хорватия отказалась принять с горем пополам отремонтированную технику: радары и система опознавания не функционировали, топливо протекало. Штрафы, наложенные хорватской стороной, достигли сотен тысяч долларов, но ситуацию не изменили.
А в марте нынешнего года выяснилась причина этих неполадок: вместо нормальной модернизации украинские спецы собрали какое-то чудовище Франкенштейна. Как написали хорватские СМИ, на одной из машин одно крыло было украинское, другое - со списанного МиГ-21 из Алжира. Топливные баки были советского производства. Фюзеляжи пяти самолетов с одесского завода оказались с выведенных из эксплуатации болгарских машин. Также на поставленной технике имелись таблички с перебитыми серийными номерами.
Гараж, куда загоняют угнанный автомобиль для того, чтобы разобрать его на запчасти или разного рода манипуляциями скрыть следы угона, - вот уровень современного украинского авиаремонта.
Наступала грозная броня
Не лучше обстоит дело и с менее сложной техникой. В 2009 году было заключено соглашение с Ираком на поставку 420 украинских бронетранспортеров БТР-4 разных модификаций, а также бронированных медицинских и ремонтно-эвакуационных машин. Заказ в размере почти полмиллиарда долларов оплачивали США.
Уже первую партию пришлось задержать из-за проблем с орудиями. По состоянию на конец 2013 года в иракской армии насчитывалось 88 БТР-4, из которых почти 80% не могли эксплуатироваться из-за плохого технического состояния. Очередную партию из 42 машин, прибывшую в район Персидского залива в апреле 2013 года, иракцы завернули по причине трещин в корпусе. После долгих скитаний, достойных отдельной красочной статьи, если не книги, в январе 2014 года бронетранспортеры вернулись в Одессу. Вскоре их передали нацгвардии для использования в войне на территории Донбасса.
Добавим, что успешное выполнение Украиной контракта с Пакистаном, о чем упоминалось выше, стало возможным благодаря тому, что те танки были разработаны еще в советское время, а строили их советские специалисты, используя инфраструктуру, которая еще не успела прийти в окончательный упадок.
Не срослось
Ну и россыпью - другие образчики военно-технических «перемог» Украины. От подписанной в 2012 году сделки о совместном производстве 100 БТР-4 в дальнейшем (очевидно, под влиянием печального иракского опыта) отказался Казахстан. В 2012 году по вине украинской стороны была провалена поставка 120 БТР-3Е1 в Судан: за два предшествующих года было передано лишь 10 машин. Ранее по тем же причинам от крупных партий этого бронетранспортера отказались ОАЭ (первоначальный заказчик, финансировавший разработку), Мьянма, Азербайджан и Казахстан.
В 2014 году был аннулирован контракт на продажу 50 танков Т-64БМ1М в Демократическую Республику Конго (ДРК). Инициатором стал Киев, который решил использовать их в Донбассе. Представители ДРК, хорошо знающие, что такое гражданская война, с пониманием отнеслись к этому решению, но подчеркнули, что от любых дальнейших закупок у Украины чего бы то ни было отказываются.
А в прошлом году была отменена сделка на ремонт перуанских Ан-32Б. Официальные причины не сообщались, неофициальными называли значительное увеличение стоимости работ и комплектующих, осуществленных Украиной в одностороннем порядке. Сейчас Перу активно меняет все свои машины этого типа на итальянские аналоги.
via
ФАН