И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…
Я не Иисус, но и я негативно отношусь к
товарно-денежным отношениям на территории храмов. Я считаю, что там вполне достаточно выдавать свечи без фиксированной оплаты, так сказать, сколько бог на душу положит. А все остальное можно продавать в специализированных торговых точках, пусть и аффилированных с РПЦ, пусть и с налоговыми льготами, да пусть даже и на около- или внутрихрамовой территории, но имеющих всю соответствующую атрибутику, от формы собственности до книги жалоб и предложений.
Другой вопрос, что безобидные ситуации, связанные с Церковью и финансами, часто используются в спекулятивных целях. Например, пару дней назад стало известно про юридический казус: часть долга Нижегородская епархия будет возвращать молитвами о здравии и благополучии истцов. И вот сначала некоторые мои малоуважаемые коллеги ради красного словца али еще чего подали это как смычку судебной и духовной властей против каких-то там несчастных предпринимателей. Ну а там и атеистическая братия (пусть будет просто братия, без приставок) взревела некормлеными ведмедями: нам, значит, по долгам платить, а им - молиться, поститься и слушать радио «Радонеж». Не забудем, не простим.
Спешу разочаровать и тех, и других: речь идет не о приговоре суда как таковом, а о мировом соглашении. Не нужно быть юристом, чтобы понимать: мировое соглашение заключается по доброй воле и, надо полагать, по обоюдному согласию. Но давайте на всякий случай проверим. Итак, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), статья 140. Так и есть: «Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие федеральному закону».
Что мы имеем? Имеем коммерсантов, выполнявших для епархии разработку проектной документации на установку котельной. Имеем епархию, которая оным коммерсам задолжала. Вера последних в исполнение духовными лицами своих мирских обязательств, видимо, оказалась не слишком крепка, и состоялось разбирательство. В итоге не судья, а сами стороны решили, что церковники часть денег возвратят, а поскольку услуга персональных молитв является платной, они будут отмаливать свои оставшиеся долговые прегрешения, желать великодушным предпринимателям всяческих благ и благодарить Всевышнего за то, что тот послал таких щедрых людей, рабов Божьих имярек.
Кстати про рабов Божьих - это не фигура речи, а вполне реальная фраза из упомянутого соглашения. Это заставляет предположить, что истцы были людьми верующими - и по этой причине они и могли связаться с не самым платежеспособным клиентом. Так-то.
Но самое интересное тут другое. В статье 142 АПК говорится, что мировое соглашение исполняется добровольно, а в случае неисполнения - принудительно. Буде наши священнослужители начнут халявить с обещанным, придут ли приставы заставлять их бить поклоны?